Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома.
А. С. Макаренко
Нравственное воспитание детей - это мудрое ограничение. Ребенок должен понять, что есть три вещи: можно, нельзя и надо.
В. А. Сухомлинский
Проведение родительского собрания, ориентированного на совместное обсуждение с родителями проблем воспитания ребенка в семье, требует от учителя очень серьезной и тщательной предварительной подготовки.
В связи с этим является необходимым получение первоначальных сведений о семье. Знакомство с семьей своих будущих учеников, как представляется, целесообразно начинать до поступления ребенка в школу. Во время встреч и бесед с родителями, воспитателями детского сада, который посещал ребенок, учитель получает первое представление о семье, о «педагогическом» лице родителей. При этом важно обратить внимание на следующие характеристики семьи: ее состав; трудовую занятость родителей; социальную позицию (отношение к социальным обязанностям и к воспитанию детей); внутрисемейные отношения (отношения между родителями, между родителями и детьми, отношения членов семьи к выполнению своих семейных обязанностей); культурные традиции семьи (уровень образования родителей, потребности в культурном развитии); воспитательная позиция (ответственность за воспитание детей, формы и методы педагогического воздействия на ребенка) и др.
Получение и анализ этих сведений позволяет непосредственно перейти к организации и проведению родительского собрания.
Дидактический материал:
Карточки с поговорками и пословицами о семье. (Вывешены на доске в классе.)
- Коли вся семья вместе, так и душа на месте.
- Каково на дому, таково и самому.
- Семья в куче - не страшна и туча.
- Согласную семью и горе не берет.
- Не будет добра, коли в семье вражда.
- В семье разлад, так и дому не рад.
Текст рассказа С. Махотина «Про Мишу и словарь Ожегова». (У родителей на столах.)
Ход собрания
После вступительного слова и формулировки темы родительского собрания педагогу целесообразно напомнить родителям, что семья является социальным институтом, который регулирует поведение родителей и детей, и с помощью которого определяются присущие членам семьи социальные роли и статус. Представляется, что необходимо напомнить о функциях семьи в обществе, назвав и рассмотрев в качестве основных следующие: репродуктивную (биологическое воспроизводства общества, удовлетворение потребности в детях), экономическую (поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи), воспитательную (социализация молодого поколения), культурную (развитие личности каждого члена семьи, духовное взаимообогащение), досуговую (организация и совместное проведение досуга, контроль за ребенком в этой сфере), эмоциональную (удовлетворение потребности в личном счастье, любви, эмоционально-психологическая поддержка членов семьи) и др.
Далее проводится письменное анкетирование родителей (см. Приложение), по завершении которого родителям можно предложить письменно ответить на дополнительные вопросы.
- Что такое семья? С чем у вас ассоциируется слово семья?
- Какая погода может быть в доме?
После этого переходим к чтению и обсуждению рассказа С. Махотина «Про Мишу и словарь Ожегова».
Педагог акцентирует внимание родителей на следующих вопросах:
- Часто ли вам приходится в приказном тоне просить о чем-то своего ребенка?
- Какие погрешности в отношении к ребенку допускали родители в этом произведении?
Хотелось бы привести высказывания родителей: за уроки Миша садился, когда ему напоминали родители, следовательно, отсутствовал режим дня («сейчас же садись за уроки»); не было договоренности в ограничении времени игр на улице («домой сейчас же»); во время семейных разговоров родители не выслушивали Мишу и не обсуждали различные ситуации, произошедшие за день, а обрывали его («сейчас же брось повторять глупости за Виктором Степанычем»); мальчику не разрешали завести щенка без объяснения причины («сейчас же унеси из дома этого грязного щенка») и др.
После обсуждения рассказа С. Махотина педагог просит родителей письменно ответить на следующие вопросы:
- Какова главная мысль этого рассказа?
- На что обижался Миша?
- Какие отрицательные качества могут развиться у ребенка в результате такого общения?
- Какая погода в доме у Миши? Как исправить такую погоду? Были ли в вашей семье такие ситуации, когда вы чувствовали, что неправильно вели себя по отношению к ребенку? Что нужно, чтобы погода в любом доме была солнечной? Попробуйте составить «рецепт семейного счастья». После того, как родители ответили на все вопросы, педагог просит их нарисовать сердечко и написать пожелания своей семье.
По завершении данной работы родителям предлагается рассмотреть, проанализировать и обсудить коллективные работы школьников, которые были выполнены на внеклассном занятии. При этом фамилии детей-авторов не называются.
В заключение родительского собрания педагог предлагает расширить спектр методов и форм воспитания, дает характеристику тех, которые наиболее приемлемы для детей данной возрастной группы, и обращает внимания на то, что выбор каждого метода обуславливается, прежде всего, индивидуально-личностными особенностями ребенка.
Проведение родительского собрания «Моя семья» заставляет многих родителей задуматься над столь сложной проблемой как воспитание детей.
Семейное воспитание ребенка всегда связано с самовоспитанием родителей. Педагогическое руководство семейным воспитанием требует от учителей деликатности и тактичности, т. к. не каждая семья открывает свои радости и огорчения учителю. Не каждое педагогическое воздействие со стороны учителя на членов семьи дает положительные результаты. Это обуславливает необходимость постоянного поиска различных методов взаимодействия с родителями, при выборе которых необходимо учитывать принятые в семье систему ценностей, культурных стандартов и норм поведения.
Организация родительского собрания по теме «Моя семья» помогает учителю составить более глубокое представление о семьях своих учеников, установить доверительные отношения с родителями, скорректировать спектр используемых форм и методов воспитания ребенка.
Вопросы для родителей
1. Какие черты характера нравятся Вам в вашем ребенке?
2. Имеет ли ребенок дома постоянные поручения?
3. Самостоятельно ли ребенок выполняет домашнее задание?
4. Поощряете ли Вы ребенка за трудовые усилия?
5. Что Вас огорчает в ребенке?
Вопросы детям
1. Какие качества характера (усидчивость, внимательность, аккуратность, трудолюбие, ответственность) нравятся родителям?
2. Какие трудовые поручения ты выполняешь в семье?
3. Кто помогает тебе в выполнении домашних заданий?
4. За что тебя ругают родители?
5. За что тебя хвалят родители?