Урок внеклассного чтения «Там, где мы родились» по произведениям современных поэтов, Автор И. В. Третьякова
Стихи
О. Бундур
Там, где мы родились
ПриРОДа вокруг – это речка и лес,
И дятел, и лис, и простор до небес,
И где мы растём год от года.
Всё это и будет приРОДа.
А РОДина – место, где мы РОДились,
Где речка и лес наш, и дятел, и лис
Живут и растут возле дома,
И РОДиной это зовём мы.
Конечно же, мамы РОДили всех нас
На РОДине, среди приРОДы,
Там, где встречаем мы все каждый раз
С друзьями своими восходы.
И если сказать: на ПРИРОДе сейчас,
То это – ПРИ РОДине, значит,
Где дом наш и мама, РОДившая нас,
Где путь наш в хорошее начат.
М. Котова
Рябина
Меж чёрных кустов, к непогоде
Горюющих всяк о своём,
Рябина к дороге выходит
И кормит щеглов янтарём.
Пока торопливая стая
Пьёт жар её жадно, навзрыд,
В холодное небо врастая,
Раскинувши руки, стоит.
А после, всплакнув втихомолку,
Предчувствуя сердцем пургу,
Сутулится возле просёлка
Одна на багряном снегу.
Но с тихой мольбой вопрошая
О будущем небо и твердь,
Вновь будет просить урожая –
Весь мир накормить и согреть.
…За что уцеплюсь, чтоб не сгинуть,
Коль беды у самых дверей…
За тонкую эту рябину
На родине горькой моей.
В.Коростелёва
Поэзия
Поэзия, берёзовый листочек,
Средь холода весны так дорог он!
Кто первым написал четыре строчки –
Достоин поклонения времён.
Когда подступит к сердцу проза жизни,
Да так, что и в полон его возьмёт,
Открой стихи, и зелень строчек брызнет,
И, может быть, растает в сердце лёд.
Однако погодим с любезной одой,
Не всякие стихи – целебный свет.
Иные – словно высохший колодец:
И есть он будто, и как будто нет!
Н.Ситников
Материнская вишня
В тот год на славу вишни уродились,
И я приехал к маме в выходной.
– Нарви, сыночек, детям на гостинец!
И я обтряс все вишни до одной.
А мама, поздно выглянув в окошко,
Всплеснув руками, вдруг произнесла:
– Оставил бы на ветках хоть немножко…
Для птиц!..
И я уехал из села.
Забыла мама тут же всё, конечно,
И я забыл за жизнью-суетой.
А нынче вспомню тот укор сердечный –
И сам краснею пуще вишни той.
А.Щербаков
На печи
А на печи такая благодать!
Лучиной пахнет, детством и уютом.
Я б согласился многое отдать,
Чтоб повторились давние минуты,
Когда ещё волшебник жил во мне,
Одушевлять умел я всё на свете…
Прищуришься и видишь на стене
То дом, то пруд, то лодку из-за ветел.
Здесь леший бородёнкой козьей тряс,
Там нёс рога сохатый голенастый.
По потолку, по мартовскому насту,
Летел русак. Да так, что ухал наст.
Опять простуду я лечу теплом.
И варежки опять сушу в печурке.
Но там, где были лодка и весло,
Я вижу просто щели в штукатурке.
Метель такая – свету не видать,
Окно закрыла белой занавеской.
А на печи отцовской благодать –
Уютно, и тепло, и пахнет детством.
Конспект урока
Цель: воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к родной стране, её истории, народу.
Задачи:
– познакомить учащихся с произведениями современных поэтов о Родине;
– создать оптимальные условия для развития активной речевой деятельности учащихся и литературного творчества;
– расширять кругозор учащихся, учить рассуждать, аргументировано высказывать свою точку зрения;
– формировать устойчивую положительную мотивацию к обучению;
– использовать современную образовательную технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП).
Оборудование: тексты стихотворений, рабочие тетради, компьютер, интерактивная доска, аудиозапись песни «С чего начинается Родина» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского).
Ход урока
1. Вызов
– Прочитайте слово, написанное в центре доски: «РОДИНА».
– Как вы думаете, что такое «Родина»? (Уч-ся записывают ответы в тетрадях, обсуждают, учитель записывает в кластер.)
– Давайте послушаем, что говорится о Родине в пословицах
(чтение и объяснение смысла пословиц – по выбору учителя):
Одна у человека мать, одна у него и Родина.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Всякому мила своя сторона.
Где родился, там и пригодился.
Москва – царство, а наша деревня – рай.
Кто за Родину горой – тот истинный герой.
Любовь к Родине сильнее смерти.
Человек без Родины, что земля без семени.
– Какие высказывания хотите добавить? (Запись в кластер.)
2. Осмысление
– Как вы думаете, от какого слова произошло слово “Родина”?
Этимология: общеславянское слово, образовано от слова «род», которое обозначало группу людей, объединённых кровным родством; происхождение, семья, «родиться», место рождения. Название «Россия» впервые встречается у Ивана Грозного.
Синонимы: Отечество, Отчизна, родная страна, мать-земля.
– Как вы понимаете слова «чувство любви к родине»?
–В чём вы видите истоки любви к Родине?
(Обсуждение и запись ответов в кластер.)
– В чем проявляется любовь к Родине?
(Обсуждение и запись ответов в кластер.)
Введение и определение понятия «традиция». Традиция (от лат. traditio – предание) – передача образцов и норм жизни из поколения в поколение.
– Родина неразрывно связана с национальным языком, а образцом любого национального языка являются художественные произведения. Многие авторы посвящали свои произведения Родине.
– Давайте прочитаем стихотворения современных поэтов, которые живут в разных городах нашей страны, но каждый из них нашел свои неповторимые слова о Родине.
(На доске появляются фамилии и имена поэтов, названия городов, в которых они живут.)
О. Бундур «Там, где мы родились»
Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.
– О чём это стихотворение?
– Каким настроением оно проникнуто?
– Назовите родственные слова, употребленные в стихотворении. (ПриРОДа, РОДина, РОДились).
– Какие еще однокоренные слова вы знаете? (Народ, родник, родня, родственник, родинка, родословная, благородный.)
– Какие строки стихотворения понравились? Чем? Запишите эти строки в тетрадь.
Выразительное чтение цепочкой (построчное).
М. Котова «Рябина»
Выразительное чтение стихотворения заранее подготовленными учащимися.
– Найдите в стихотворении ключевые образы. Определите, какую роль они играют в понимании текста.
– Какие средства художественной выразительности использовала Марина Котова? (Олицетворения, эпитеты, метафоры.)
– Перечислите действия: Рябина – ? (выходит, кормит, стоит, сутулится, согреть и т. д.)
– С каким еще образом можем соотнести эти слова? (Мать.)
– Прочитайте понравившиеся строки. Как понимаете их? (Запись понравившихся строк в тетрадь.)
В.Коростелёва « Поэзия»
Самостоятельное молчаливое чтение стихотворения.
Словарная работа:
Проза жизни – повседневное, однообразное, будничное существование.
Полон – плен.
Ода – поэтическое произведение, отличающееся торжественностью и возвышенностью, посвященное какому-нибудь событию или герою.
Выявление особенностей восприятия: чтение стихотворения разными учащимися.
– Чье чтение понравилось больше? Чем?
– С чем сравнивает автор поэзию?
Сравнение с первым березовым листочком не случайно. Именно весна символизирует пробуждение и цветение природы. А настоящая поэзия призвана пробуждать в человеке лучшие чувства, давая возможность расцветать его душе.
– Как понимаете строки: «Кто первым написал четыре строчки // Достоин поклонения времен»?
– В чем назначение поэзии (по мнению автора)?
Н. Ситников «Материнская вишня»
– Если бы стихотворение называлось «Вишня», о чем могла идти речь?
– Стихотворение Н. Ситникова называется «Материнская вишня». Как вы думаете, о чем оно? (Учащиеся высказывают предположения.)
Самостоятельное чтение стихотворения учащимися. Сравнение предположений учащихся и содержания текста стихотворения.
– Как вы думаете, почему появилось это стихотворение?
– Перечитайте строку «Оставил бы на ветках хоть немножко…».
– Для кого еще нужно было оставить вишни? (Для матери.)
– Почему же мама не сказала об этом? (Пожалела сына.)
– Усвоил ли он материнский урок? (Усвоил, до сих пор стыдно.)
Подготовка к выразительному чтению стихотворения:
– какие мысли и чувства поэт хотел передать слушателям?
– определение темпа, интонации;
– постановка логического ударения, расстановка пауз.
Выразительное чтение стихотворения учащимися.
А. Щербаков «На печи»
Чтение стихотворения учителем.
Словарная работа:
Лучина – тонкая щепка сухого дерева, освещавшая избу в старину.
Ветла – белая (серебристая) ива.
Сохатый голенастый – лось с ветвистыми рогами, голенастый – у кого длинные, высокие голени.
Наст – плотная корка снега на поверхности снежного покрова.
Русак – серый (русый)заяц.
– Какие детские воспоминания сохранил автор в своем сердце? Выразительное чтение отрывков, строк.
– Какие строки стихотворения особенно понравились?
– Как понимаете слова « Когда еще волшебник жил во мне»?
Чтение стихотворения вслух (желающие учащиеся).
Обобщение: Как творчество поэтов повлияло на ваше восприятие Родины?
– А знаете ли Вы, как называют человека, который горячо любит родину, желает ей процветания, предан своему отечеству, народу, готов защищать его? (Патриот). Слово «патриот» происходит от греческого слова и означает «земляк, соотечественник». Предполагают, что впервые слово употреблено Петром I .
(Песня «С чего начинается Родина» сл.В.Баснера, муз.М.Матусовского.)
3. Рефлексия
Творческая работа учащихсяпо теме ««Здесь путь мой в хорошее начат» (создание и чтение собственных произведений о Родине).
Окончательный вид кластера
1.Что такое Родина?
|
2.Истоки любви к Родине
|
Место, где родился,
|
Ее истоки – в уважении, трепетном отношении
|
Друзья, школа,
|
к месту, где родился, вырос, к отчему дому,
|
Родители, предки,
|
к людям, воспитавшим нас,
|
Лучшее место на земле,
|
к своей истории, культуре,
|
Родина-мать,
|
к родному языку,
|
Страна,
|
к традициям.
|
Первый школьный звонок.
|
|
3.В чем проявляется любовь к Родине?
|
4. Современники о Родине
|
Поступки (защита; бережное отношение к месту, где живёшь, к культуре, языку)
|
Олег Бундур (город Кандалакша), Марина Котова (Москва),
|
Деятельность (игровая, учебная, трудовая, познавательная, спортивная, творческая)
|
Валентина Коростелёва (г. Железнодорожный, Московская обл.), Николай Ситников (город Сочи),
|
Патриотизм
|
Александр Щербаков (г. Красноярск).
|
|
Творческая работа учащихся «Здесь путь мой в хорошее начат»
|
|