Поиск Форум
 
О проекте
Семейное чтение
Творческая мастерская
Работа экспертной комиссии
Поэты и писатели
Календарь событий
Литературное творчество школьников

Карта сайта

Творческая мастерская

Полный список материалов

Урок внеклассного чтения «Там, где мы родились» по произведениям современных поэтов, Автор И. В. Третьякова

Стихи

О. Бундур

Там, где мы родились

ПриРОДа вокруг – это речка и лес,

И дятел, и лис, и простор до небес,

И где мы растём год от года.

Всё это и будет приРОДа.

А РОДина – место, где мы РОДились,

Где речка и лес наш, и дятел, и лис

Живут и растут возле дома,

И РОДиной это зовём мы.

Конечно же, мамы РОДили всех нас

На РОДине, среди приРОДы,

Там, где встречаем мы все каждый раз

С друзьями своими восходы.

И если сказать: на ПРИРОДе сейчас,

То это – ПРИ РОДине, значит,

Где дом наш и мама, РОДившая нас,

Где путь наш в хорошее начат.

М. Котова

Рябина

Меж чёрных кустов, к непогоде

Горюющих всяк о своём,

Рябина к дороге выходит

И кормит щеглов янтарём.

Пока торопливая стая

Пьёт жар её жадно, навзрыд,

В холодное небо врастая,

Раскинувши руки, стоит.

А после, всплакнув втихомолку,

Предчувствуя сердцем пургу,

Сутулится возле просёлка

Одна на багряном снегу.

Но с тихой мольбой вопрошая

О будущем небо и твердь,

Вновь будет просить урожая –

Весь мир накормить и согреть.

…За что уцеплюсь, чтоб не сгинуть,

Коль беды у самых дверей…

За тонкую эту рябину

На родине горькой моей.

В.Коростелёва

Поэзия

Поэзия, берёзовый листочек,

Средь холода весны так дорог он!

Кто первым написал четыре строчки –

Достоин поклонения времён.

Когда подступит к сердцу проза жизни,

Да так, что и в полон его возьмёт,

Открой стихи, и зелень строчек брызнет,

И, может быть, растает в сердце лёд.

Однако погодим с любезной одой,

Не всякие стихи – целебный свет.

Иные – словно высохший колодец:

И есть он будто, и как будто нет!

Н.Ситников

Материнская вишня

В тот год на славу вишни уродились,

И я приехал к маме в выходной.

– Нарви, сыночек, детям на гостинец!

И я обтряс все вишни до одной.

А мама, поздно выглянув в окошко,

Всплеснув руками, вдруг произнесла:

– Оставил бы на ветках хоть немножко…

Для птиц!..

И я уехал из села.

Забыла мама тут же всё, конечно,

И я забыл за жизнью-суетой.

А нынче вспомню тот укор сердечный –

И сам краснею пуще вишни той.

А.Щербаков

На печи

А на печи такая благодать!

Лучиной пахнет, детством и уютом.

Я б согласился многое отдать,

Чтоб повторились давние минуты,

Когда ещё волшебник жил во мне,

Одушевлять умел я всё на свете…

Прищуришься и видишь на стене

То дом, то пруд, то лодку из-за ветел.

Здесь леший бородёнкой козьей тряс,

Там нёс рога сохатый голенастый.

По потолку, по мартовскому насту,

Летел русак. Да так, что ухал наст.

Опять простуду я лечу теплом.

И варежки опять сушу в печурке.

Но там, где были лодка и весло,

Я вижу просто щели в штукатурке.

Метель такая – свету не видать,

Окно закрыла белой занавеской.

А на печи отцовской благодать –

Уютно, и тепло, и пахнет детством.

Конспект урока

Цель: воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к родной стране, её истории, народу.

Задачи:

– познакомить учащихся с произведениями современных поэтов о Родине;

– создать оптимальные условия для развития активной речевой деятельности учащихся и литературного творчества;

– расширять кругозор учащихся, учить рассуждать, аргументировано высказывать свою точку зрения;

– формировать устойчивую положительную мотивацию к обучению;

– использовать современную образовательную технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП).

Оборудование: тексты стихотворений, рабочие тетради, компьютер, интерактивная доска, аудиозапись песни «С чего начинается Родина» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского).

Ход урока

1. Вызов

– Прочитайте слово, написанное в центре доски: «РОДИНА».

– Как вы думаете, что такое «Родина»? (Уч-ся записывают ответы в тетрадях, обсуждают, учитель записывает в кластер.)  

– Давайте послушаем, что говорится о Родине в пословицах

(чтение и объяснение смысла пословиц – по выбору учителя):

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Всякому мила своя сторона.

Где родился, там и пригодился.

Москва – царство, а наша деревня – рай.

Кто за Родину горой – тот истинный герой.

Любовь к Родине сильнее смерти.

Человек без Родины, что земля без семени.

– Какие высказывания хотите добавить? (Запись в кластер.)

2. Осмысление

– Как вы думаете, от какого слова произошло слово Родина?

Этимология: общеславянское слово, образовано от слова «род», которое обозначало группу людей, объединённых кровным родством; происхождение, семья, «родиться», место рождения. Название «Россия» впервые встречается у Ивана Грозного.

Синонимы: Отечество, Отчизна, родная страна, мать-земля.

– Как вы понимаете  слова  «чувство любви к родине»?

 –В чём вы видите истоки любви к Родине?

(Обсуждение и запись ответов в кластер.)

– В чем проявляется любовь к Родине?

(Обсуждение и запись ответов в кластер.)

Введение  и определение понятия «традиция». Традиция  (от лат. traditio – предание) – передача образцов и норм жизни из  поколения в поколение.

– Родина неразрывно связана с национальным языком, а образцом любого национального языка являются художественные произведения. Многие авторы посвящали свои произведения Родине.

– Давайте прочитаем стихотворения современных поэтов, которые живут в разных городах нашей страны, но каждый из них нашел свои неповторимые слова о Родине.

(На доске появляются фамилии и имена поэтов, названия городов, в которых они живут.) 

О. Бундур «Там, где мы родились»

Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

– О чём это стихотворение?

– Каким настроением оно проникнуто?

– Назовите родственные слова, употребленные в стихотворении. (ПриРОДа, РОДина, РОДились).

– Какие еще однокоренные слова вы знаете? (Народ, родник, родня, родственник, родинка, родословная, благородный.)

– Какие строки стихотворения понравились? Чем? Запишите эти строки  в тетрадь.

Выразительное чтение цепочкой (построчное).

М. Котова «Рябина»

Выразительное чтение стихотворения заранее подготовленными учащимися.

– Найдите в стихотворении ключевые образы. Определите, какую роль они играют в понимании текста.

– Какие средства художественной выразительности использовала Марина Котова? (Олицетворения, эпитеты, метафоры.)

– Перечислите действия: Рябина – ? (выходит, кормит, стоит, сутулится, согреть и т. д.)

– С каким еще образом можем соотнести эти слова? (Мать.)

– Прочитайте понравившиеся строки. Как понимаете их? (Запись понравившихся строк в тетрадь.) 

В.Коростелёва « Поэзия»

Самостоятельное молчаливое чтение стихотворения.

Словарная работа:

Проза жизни – повседневное, однообразное, будничное существование.

Полон – плен.

Ода – поэтическое произведение, отличающееся торжественностью и возвышенностью, посвященное какому-нибудь событию или герою.

Выявление особенностей восприятия: чтение стихотворения разными учащимися.

– Чье чтение понравилось больше? Чем?

– С чем сравнивает автор поэзию?

Сравнение с первым березовым листочком не случайно. Именно весна символизирует пробуждение и цветение природы. А настоящая поэзия призвана пробуждать в человеке лучшие чувства, давая возможность расцветать его душе.

– Как понимаете строки: «Кто первым написал четыре строчки // Достоин поклонения времен»?

– В чем назначение поэзии (по мнению автора)?

Н. Ситников «Материнская вишня»

– Если бы стихотворение называлось «Вишня», о чем могла идти речь?

– Стихотворение Н. Ситникова называется «Материнская вишня». Как вы думаете, о чем оно? (Учащиеся высказывают предположения.)

Самостоятельное чтение стихотворения учащимися. Сравнение предположений учащихся и содержания  текста стихотворения.

– Как вы думаете, почему появилось это стихотворение?

– Перечитайте строку «Оставил бы на ветках хоть немножко…».

– Для кого еще нужно было оставить вишни? (Для матери.)

– Почему же мама не сказала об этом? (Пожалела сына.)

– Усвоил ли он материнский урок? (Усвоил, до сих пор стыдно.)

Подготовка к выразительному чтению стихотворения:

– какие мысли и чувства поэт хотел передать слушателям?

– определение темпа, интонации;

– постановка логического ударения, расстановка пауз.

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

А. Щербаков «На печи»

Чтение стихотворения учителем.

Словарная работа:

Лучина – тонкая щепка сухого дерева, освещавшая избу в старину.

Ветла – белая (серебристая) ива.

Сохатый голенастый – лось с ветвистыми рогами, голенастый – у кого длинные, высокие голени.

Наст – плотная корка снега на поверхности снежного покрова.

Русак – серый (русый)заяц.

– Какие детские воспоминания сохранил автор в своем сердце? Выразительное чтение отрывков, строк.

– Какие строки стихотворения особенно понравились?

– Как понимаете слова « Когда еще волшебник жил во мне»?

Чтение стихотворения вслух (желающие учащиеся).

Обобщение: Как творчество поэтов повлияло на ваше восприятие Родины?

– А знаете ли Вы, как называют человека, который горячо любит родину, желает ей процветания, предан своему отечеству, народу, готов защищать его? (Патриот). Слово «патриот» происходит от греческого слова и означает «земляк, соотечественник». Предполагают, что впервые слово употреблено Петром I .

(Песня «С чего начинается Родина» сл.В.Баснера, муз.М.Матусовского.)

3. Рефлексия

Творческая работа учащихсяпо теме ««Здесь путь мой в хорошее начат» (создание и чтение собственных произведений о Родине).

Окончательный вид кластера

1.Что такое Родина?

2.Истоки любви к Родине

Место, где родился, 

Ее истоки – в уважении, трепетном отношении 

Друзья, школа, 

к месту, где родился, вырос, к отчему дому, 

Родители, предки, 

к людям, воспитавшим нас, 

Лучшее место на земле,

к своей истории, культуре,

Родина-мать,

к родному языку,

Страна,

к традициям.

Первый школьный звонок.

 

 

3.В чем проявляется любовь к Родине?

4. Современники о Родине

Поступки (защита; бережное отношение к месту, где живёшь, к культуре, языку)

Олег Бундур (город Кандалакша), Марина Котова (Москва),

Деятельность (игровая, учебная, трудовая, познавательная, спортивная, творческая)

Валентина Коростелёва (г. Железнодорожный, Московская обл.), Николай Ситников (город Сочи),

Патриотизм

Александр Щербаков (г. Красноярск).

 

Творческая работа учащихся «Здесь путь мой в хорошее начат»

Copyright 2007—2017 ЗАО "Эскорт-Центр СПб"
Разработка сайта: ЗАО "Кодекс"
Сайт работает по управлением "К:Сайт"