Поиск Форум
 
О проекте
Семейное чтение
Творческая мастерская
Работа экспертной комиссии
Поэты и писатели
Календарь событий
Литературное творчество школьников

Карта сайта

Творческая мастерская

Полный список материалов

Литературная игра «Добрый мир Станислава Олефира», Автор И. В. Третьякова

Рассказы

Ласточка

«Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит», – написал когда-то поэт Плещеев. Не все уже и знают, что «сени» это, по сути дела, прихожая в избу. Просторная, со столом и широкими скамейками, на которых можно спать. Даже песня есть: «Ой вы сени, мои сени, сени новые мои. Сени новые, кленовые, решетчатые!»

С теплом сени превращались в столовую, гостиную и даже мастерскую. В сенях мы обедали, принимали гостей, а дедушка Колотий тачал сапоги. Но самое удивительное не это, самое удивительное, что дверь, которая ведет на крыльцо, разделена на две половинки:  верхнюю и нижнюю. Нижняя всегда закрыта. Это для того, чтобы в сени не забирались куры, собаки или теленок. Верхняя – нараспашку. Свежий воздух, светло, но главное, чтобы пролетела и улетала ласточка. Каждый год она лепит в сенях гнездо, насиживает и кормит птенцов. Здесь люди, кошка, а она – никакого внимания. Порхает да тричкает. Обидеть ее считалось за большой грех. Да мы и не обижали. Всем казалось, что она – это немножко мы…

Сейчас живу в пятиэтажном доме. Никаких сеней. У каждого в двери только глазок. Не то, что ласточке, комару не прорваться. Народу в подъезде полно, но дружим только с соседями по лестничной площадке, да еще Галиной Михайловной, которая на пятом этаже. С остальными всего лишь здороваемся, да и то не всегда. Может, не интересны друг дружке, а может, обида за лужи, оставленные их собаками. Выгуливать ленятся, член семьи добежать до песочницы не успевает. Вот под нашу дверь и пристраивается. А мне их горе надо?

И вдруг этой весной в нашем подъезде поселилась ласточка. На первом этаже. Там под самым потолком – небольшой карниз, гнездо и слепила. Я, как увидел, обрадовался. Сразу, как лучик из детства. Папа, мама, дедушка Колотий, братики и сестрички.

Остальным, наверно, тоже. Каждый останавливается посмотреть: «Сидит? Не сидит?». Может, свое детство вспоминают, а может, это у нас уже в крови?

Раньше наши соседи, боясь сквозняков, закрывали входную дверь поплотнее, сердились на курильщиков за брошенные на лестничных площадках окна, сейчас все нараспашку. Ласточке-то хоть на время нужно оставлять гнездо. Попить воды, поймать несколько комаров или мух. Пусть летает.

Наконец, в гнезде запищали, зазевали желтыми заедами птенцы. Нам бы обрадоваться, а внутри – переживания. От птенцов на полу пятнышки, некоторым даже на голову капает. Вдруг кто-нибудь обидится и порушит гнездо?

Не порушили! Каждый, проходя мимо, останавливается, удивлено качает головой и зачем-то обязательно пересчитывает птенцов. Детвора, тем более. А птенцы, даже не успев одеться в перья, оставили гнездо и переселились на карниз. Теперь совсем интересно. В жаркую погоду сидят рядышком, в прохладную – друг на дружке. Греются, что ли? Тихонько свистнешь, начинают волноваться – не мама ли с обедом?

Вчера возвращаюсь с дачи, а наши соседи собрались под карнизом и пытаются определить, какой из них больше, какой меньше? Еще, почему самый крупный все время от гнезда, а маленький – у самого края? Разговоров! Я в таком коллективе их никогда не видел. Главное, лица у всех добрые, улыбчивые. И все из-за ласточки. Не зря же у Плещеева:

«С нею солнце краше и весна милей, прощебечь с дороги нам привет скорей!»

Раздевалка

Чтобы строить теплицы, мы купили на пилораме целый лесовоз обрезков. Какие похуже, пустили на дрова, а получше – сложили в штабель. Чтобы штабель нормально просыхал, обрезки переложили реечками. Получилась замечательная раздевалка для ужей и змей. Все знают, что два-три раза в год змея меняет кожу, только, как она это делает, видели очень немногие. Из моих знакомых никто. А я видел. Для этого змея подползает к штабелю обрезков и выбирает подходящую щель. Бывает, угадывает сразу, но чаще приходится сделать несколько попыток: голова то не влезает совсем, то проваливается, словно в прорубь. Наконец, угадала подходящую и принялась вталкиваться. Упереться толком не во что, что-то там возле глаз и ушей тормозит, другой раз кажется, что вот-вот плюнет на это занятие и останется в старой шкуре.

Но нет, после очередной попытки, голова и несколько чешуек зацепились за щель и потихоньку поехали вглубь штабеля. Все идет трудно, с передышками, но часа за два-три вместо змеи, на штабеле остается одна старая шкура. Трепещется на ветру и шуршит, словно изношенный донельзя рыцарский стяг.

Чаще всего это происходит ночью. Вечером на штабеле было всего две змеиных шкуры, а утром уже пять, или даже шесть.

И еще. Я не верю, чтобы на нашей даче жило так много змей. Ну, десятка два, не больше. За лето же пустых шкур набирается с полсотни. Не иначе, как о нашем штабеле знают все окрестные змеи, и направляются сюда, как в магазин модной одежды или парикмахерскую.

Но самое удивительное не это. Самое удивительное, что в этом же штабеле каждое лето трясогузки устраивают гнездо и выводят птенцов. Мы, лишь только появляются маленькие, подходим к штабелю и слушаем, пищат ли?

Пищат! Потом вырастут и бегают по дорожке. Размером и красотой молодые трясогузки, конечно, уступают маме и папе, но комаров и мошек ловят ничуть не хуже.

Почему змеи не трогают трясогузок? Ведь для них и яички трясогузок, и их птенцы - самая лакомая добыча. Может, трясогузки так хитро устраивают гнездо, что змеям не добраться, а может, эти змеи, как волки, не трогают добычи там, где живут. Не знаю.

Самая храбрая собака

Эта собака живет через три дома от нас, и все соседи ее очень любят. Да и как не любить? Маленькая, беленькая, пушистая, а уж ласковая! Каждый может ее погладить и даже взять на руки. Ничуть не сердится, да еще и норовит лизнуть в нос.

Вообще-то собаку зовут Пушок, но хозяин собаки Володя обзывает ее террористом, провокатором и даже предателем. На все эти обидные клички Пушок с радостью откликается и виляет хвостом. Потому что Володя – рыбак, а Пушок больше всего на свете любит ездить на рыбалку. Нет, не рыбачить. Это Володя, лишь подъехали к реке, хватает удочку и принимается удить плотву да окуней. Пушок отправляется искать медведя. Перемеряет все болотины, обежит все ельники, заглянет во все малинники, но обязательно найдет. И пусть этот медведь будет огромным, как стог сена, Пушка ему не испугать. С восторженным лаем Пушок бросается на зверя и пытается схватить за заднюю ногу.

Шкура на медведе толстая, шерсть мохнатая, собака – едва более кошки. Как не пытается укусить зверя, а только маленький пучок шерсти вырвать и получается.

Медведь очень удивлен, откуда эта собака взялась и  что ей нужно? Только что лакомился малиной, никого не трогал, даже за глухарятами не гонялся, и вдруг эта напасть. Он машет огромными, как бревна, лапами, словно отгоняет надоевшую муху. Мол, кыш отсюда! Чего привязалась?

Муха, конечно, испугается и улетит, а вот Пушка это приводит в еще больший азарт. Он вьюном проскальзывает между медвежьими лапами, описывает круг и впивается в медвежью пятку. Медведю больно, взрывая мох, он несется за Пушком по лесу, тот ныряет под поваленную березу, и медведь остается ни с чем.

Забыта малина, потеряна всякая осторожность, в лобастой башке медведя только одна мысль – поймать и растерзать Пушка. Он рычит на весь лес, ломает молодые деревца и взрывает кочки. Еще мгновенье и с маленьким наглецом будет покончено.

Пушку становится страшно. Прижав хвост, во всю прыть несется к Володе, который, ничего не подозревая, удит плотву.

Володе хорошо. Светит солнышко, шумит камыш, плещется рыба. Где еще так отдохнешь?

Вдруг сзади раздается жуткий звериный рев. Володя поворачивается и видит, прямо к нему белым шариком катится Пушок, а за ним огромный и рыжий, словно стог сена, медведь. Как был с удочкой, Володя подхватывает Пушка на руки и ныряет в холодную воду. Глубоко. По самую шею.

Медведь подскакивает к реке, забредает по колени, но дальше почему-то не лезет. То ли вода охлаждает его прыть, то ли боится Володи. А вдруг, это у него не удочка, а самое настоящее ружье?

После того, как медведь снова уйдет к своему малиннику, Володя вылезает на берег и принимается разводить костер. При этом он обзывает Пушка террористом, провокатором и даже предателем, но тот ничуть не обижается. Только стряхивает воду и восторженно виляет хвостом.

Утка Клара

Сегодня мы отправляемся в гости к дикой утке. Я называю ее Клара. Когда-то у нас была безрогая коза с хохолком на голове. Хитрая! Через любой забор к капусте забиралась. Когда мамы с папой дома не было, мы с братом Эдиком на ней катались по очереди. Ничуть не обижалась, даже ходила за нами как собачонка. Звали козу Клара. На голове дикой утки, как и у нашей козы, тоже хохолок. Вот козья кличка к утке и прилипла.

Живет утка Клара недалеко. Сразу за поселковой свалкой есть речка Змейка и небольшое заросшее клюквой болото. Клюква крупная, вкусная. Но Клара не обращает на нее внимания. Потому, что ей некогда. Она мама, и у нее тридцать утят.

Вот ты, малыш, услышал и решил, что утка Клара снесла тридцать яиц и высидела тридцать утят. Ты не прав. Тридцать яиц в гнезде не поместятся, и сколько утят ни одной утке не высидеть. Просто Клара плавает по бегущей среди болота речке и собирает осиротевших утят. У одних маму утку схватил ястреб, у других – убили браконьеры, третья – сама бросилась в зубы лисице.

Утка, когда лисица подкрадется к ее утятам, падает на землю и прикидывается, что не может взлететь. Это для того, чтобы лисица подумала, что утка ранена, и стала ее ловить. А утята тем временем спрячутся. Но случилась беда. Утиная лапа запуталась в прошлогодней осоке, лисица утку и схватила. Утята добежали до речки, бросились в воду и спаслись. До самого вечера они ожидали маму, но не дождались, а вечером их приняла в свою семью Клара.

Я познакомился с нею не так давно. Отправился за клюквой, подошел к речке, посмотреть, не плещется ли рыба, и вдруг прямо в ноги бросилась утка. Крылья волочатся, сама взъерошенная. Я подумал, что утка раненая, и хотел схватить, а она вдруг взлетела и села на воду.

Здесь и увидел утят. Словно большая пушистая шапка, сбились под растущим у берега ивовым кустом и даже головы попрятали.

Я сел на кочку и принялся ждать. Утка Клара плавает по реке и тихонько крякает, а утята притаились под кустом и делают вид, что это их не касается.

Вдруг один утенок отделился от «шапки», махоньким корабликом закачался на волнах и поплыл к утке. За ним – второй. Третий. Плывут и плывут. А я считаю. Когда насчитал тридцать утят, «шапка» закончилась. Зато рядом с уткой Кларой целый утиный птичник.

Одни утята почти со взрослую утку, другие поменьше, а третьи совсем хлопунцы. Интересно, помнит ли Клара, какие утята родные, а какие приемные?

Потом подумал и сам себя отругал. А зачем ей помнить? Всех она любит, всех защищает, каждому готова прийти на помощь.

Все родные! 

Лисица

В октябре молодые лисицы уходят от родителей искать новое угодье. Если на одну и ту же территорию претендуют две лисицы, то вопрос решается без кровопролития. Звери поднимаются на задние лапы, передними упираются в плечи друг другу и, скалясь, «уничтожают» противника взглядами. Такая схватка длится недолго. Побежденный зверь припадает к земле и в знак покорности подставляет горло. После чего более слабый уходит, а победитель остается.

Отвоюет лисица кусок леса или долину реки, обметит со всех сторон мочевыми точками и живет там до весны.

У некоторых охотников к этим зверям никакого уважения. Хитрые, трусливые, вороватые. Рассказывали, там, где водятся барсуки, лисица никогда не роет нору. Лишь барсук из дому, она к нему в гости. Все перевернет, перегадит. Возвратится хозяин домой, а там беспорядок и такой запах, хоть нос затыкай. Плюнет он по-своему, по-барсучьи, и уйдет копать новую нору. А лисица тут как тут. Лисят в барсучий дом перенесет, живет и в ус не дует.

За что, спрашивается, ее уважать? А я лисицу не только уважаю, а даже считаю самой умной из всех зверей. Особенно после одного случая.

В весеннее половодье выбросило на завал лисицу. Худая, грязная лежала она на осклизлых бревнах и почти не дышала. Как она попала в реку – неизвестно. Может, затопило остров, на котором жила, может, просто хотела переплыть на другой берег, течением и закрутило.

Увидели эту лисицу дорожники и забрали в свой вагончик. Отогрели, угостили молоком, ухаживали, как могли. Она сначала их дичилась, потом привыкла. Стала брать рыбу из рук и даже разрешала почесать за ухом. Дорожники отвели ей угол, поставили ящик наподобие собачьей конуры, выделили две миски, одну – под воду, другую – для еды.

Неожиданно в ящике обнаружили трех лисят. Когда они родились, никто не заметил. Сидят себе дорожники, чай пьют. Лисица здесь же плотвой угощается. Вдруг слышат, что-то в ящике запищало. Старшой туда, а там лисята. И что интересно, никакого страха за детей лисица не проявила. Зверь все-таки. Медведица своих детей отцу-медведю даже не показывает – съест. Волчица целый месяц не подпускает к малышам волка, а ведь он и ее и детей все это время кормит. Эта же, когда ее лисят из ящика вытаскивали, даже не зарычала. Стоит и смотрит спокойно, словно гордится: «Вот видите, какие у меня дети!».

Так они и жили в одном вагончике. Люди и звери. И никто никого не обижал. Когда дорожники на работе, лисица от малышей ни на шаг. Домой придут, она сразу же на охоту. Полевок в том году развелось много. Крупные, упитанные. Час-другой поохотилась и сыта…

Лисята уже открыли глаза и стали показываться из ящика, когда в гости к дорожникам завернул знакомый рыбак и охотник Лихацкий. Полюбовался зверьками и просит:

– Продайте мне, а? Я хорошо заплачу. За каждого щенка по сто рублей, а за нее триста. Вы скоро мост ладить закончите и уедете. Куда они вам? Да и запах от них. А на вырученные деньги можете закатить пир на весь мир или купить хороший радиоприемник. Ваш-то хрипит – слов не разобрать.

Все, конечно, запротестовали:

– Ты с ума сошел. Она с доверием, а ты ее на воротник!

Бульдозерист Колька Рак тоже запротестовал, но иначе:

– По сто – это дешево. Вот если по двести – можно и подумать. В конце концов, я ее первый нашел и в вагончик принес. Нам нужен такой приемник, чтобы и диски крутил. А вам нечего упираться. Не за здорово живешь, музыку слушать будете…

Вечером они поговорили, утром глянули, – нет лисы. Сунулись в ящик – тоже пусто. Лисица ночью всех малышей в тайгу унесла.

Рак с Лихацким искали-искали, без толку.

Может, время пришло уходить лисе от людей, а может, она как-то их разговор поняла. Не знаю. Все равно, умница!

Обман

В декабре темнеет рано: если заберешься далеко в лес, возвращаешься уже при фонарике, и из-за этого у меня было приключение. Иду вдоль ручья, присвечиваю под ноги и вдруг буквально в пяти шагах вижу сугроб, в нем небольшую дырку, а над этой дыркой поигрывает парок. И не столько этот парок вижу, сколько падающую от него на снег тень.

Меня сразу всего с головы до ног жаром обдало. Берлога! Выключил фонарик, осторожно развернул лыжи, и что духу от этого места. Уже не помню, как и на дорогу выскочил.

Целую неделю никому не признавался о своей находке. Пусть, думаю, медведь спит. Потом не удержался, рассказал соседу Володе, тот и подбил меня устроить охоту. Взяли ружья, собак, подкрались к ручью, а там обыкновенный родник. Пробуравил под снегом норку и журчит себе.

Да и не мог медведь устроить здесь берлогу. Вокруг одни камни, ни пня, ни выворотня. Днем я сразу же все это понял.

Мы сначала посмеялись над таким приключением, а потом я жалел. Не нужно было распускать язык и все это устраивать. Лучше бы просто думать, что знаю, где спит медведь. Никто, мол, в поселке не знает, а я знаю!А так разболтал, организовал охоту, а там… вода.

 

Вчера и сегодня

 Вчера, добираясь с верховьев реки, так устал, что пришлось оставить рюкзак на лыжне. Да и то едва смог перебраться на другой берег. Уже не помню, как разжигал печку, колол дрова, ходил за водой. Помню, что очень хотелось спать и даже после трех кружек чая не смог согреться.

Но утром поднялся бодрым и сразу отправился за оставленным на лыжне рюкзаком. Вышел к реке и замер. Казалось, еще один шаг и окажусь в сказке. Укрытые снежными шапками пни за одну ночь стали похожими на диковинные грибы, стог сена превратился в избушку Бабы Яги, а самые обыкновенные вешала для рыбы напоминали ворота в Снежное Королевство. Впечатление усиливала стайка красногрудых снегирей, которая клевала еловые шишки и сорила чешуйками на мою лыжню.

Вчера я проходил здесь, но ни грибов-пней, ни сказочной избушки, ни ворот в Снежное Королевство не заметил. Хотя точно так же сияло солнце, искрился снег, и сорили чешуйками снегири.

Наверное, вчера другим был я.

 

Конспект игры

Цель: формирование любви к природе как общечеловеческой ценности.

Задачи:

– формировать культуру чтения;

– развивать общекультурные компетенции;

– активизировать и развивать творческие способности учащихся;

– формировать умение определять заглавие как отражение идеи и темы произведения;

- развивать умение запоминать в тексте детали сюжета, воссоздавать их в устных пересказах;

– учить планировать деятельность во время учебного процесса (т. е. составлять алгоритм своей деятельности);

Форма организации игры: система малых групп (3 группы).

Способ комплектования групп: по желанию учащихся.

Оборудование: тексты С. Олефира; портрет писателя; три комплекта карточек для конкурса "Вспомни и объясни заглавие";  три комплекта карточек для конкурса «Опорные слова»; коробка с вещами для конкурса «Музей забытых вещей»; выставка рисунков; ведомости оценок для жюри грамоты, дипломы, книги для награждения учащихся.

Ход игры

Подготовительный этап: учащиеся читают дома и на уроках рассказы

С. Олефира, выполняют иллюстрации к понравившимся произведениям.

Основной этап:

1. Работа с портретом

Посмотрите на портрет.

– Что можете сказать о человеке, изображенном на нем? (Обсуждение в группах, ответы: внимательный, пристальный взгляд, наблюдательный, добрый, улыбка – открытый человек и т. д.)

– Что хотите узнать об этом человеке? (Кто это? Где живет? Чем занимается? и т. д.)

2. Знакомство с биографией писателя  (см .Приложение 1,2 )

3. Работа с текстами произведений С.Олефира

Конкурс 1. Вспомни заглавие

Из слов, напечатанных на карточках (Клара, лисица, собака, самая, утка, обман, ласточка, раздевалка, храбрая), составить названия рассказов. Объяснить, что  эти названия раскрывают. (У всех групп одинаковые карточки, жюри оценивает точность и скорость выполнения задания).

Конкурс 2. Угадай рассказ

Команды должны указать название рассказа.

– Кого автор назвал лучиком из детства, при виде которого лица у всех становились добрыми, улыбчивыми? («Ласточка»)

– Героиня какого рассказа всех любит, всех защищает, каждому готова прийти на помощь? («Утка Клара»)

– Из какого рассказа эти строки «Так они и жили в одном вагончике. Люди и звери. И никто никого не обижал»? («Лисица»)

– Герой какого рассказа жалел о том, что вторгся в тайны природы? («Обман»)

– Как называлось место, где животные оставляли свой изношенный донельзя рыцарский стяг? («Раздевалка»)

– В каком рассказе герой с радостью откликается на все обидные клички и восторженно виляет хвостом? («Самая храбрая собака»)

Конкурс 3. Опорные слова

Команды получают карточки с рядом слов из прочитанных произведений. Они должны назвать произведение, о котором идёт речь, и пересказать его с использованием опорных слов. Выиграет тот, кто подробнее других воссоздаст рассказ. (У групп разные рассказы.)

Карточка № 1. Соседи, гнездо ласточки, все нараспашку, птенцы, добрые лица. («Ласточка»)

Карточка № 2. Половодье, лисица, вагончик, лисята, разговор. («Лисица»)

Карточка № 3. Штабель обрезков, щели, ночь, змеи, трясогузки. («Раздевалка»)

Конкурс 4. Узнай героя по описанию

Маленький, беленький, пушистый зверек чуть больше кошки. Все соседи его очень любят. При этом хозяин обзывает его террористом, провокатором и даже предателем. (Самая храбрая собака)

Эта героиня живет на речке Змейка. На голове у нее хохолок. Она мама, и у нее тридцать детенышей. (Утка Клара)

Эту героиню нашли худой, грязной, лежащей на осклизлых бревнах и почти бездыханной. Она сначала дичилась людей, потом привыкла, относилась к ним с доверием. Стала брать рыбу из рук. Автор считает свою героиню самой умной  из всех зверей  (лисица).

Конкурс 5. «Музей забытых вещей» (Конкурс капитанов)

Капитаны достают из ящика по очереди вещи, определяют из каких рассказов они попали в музей, что с ними связано: вода, игрушка-змея или змеиная шкура, игрушка-собака, игрушка-лисица, гнездо ласточки, утиное перо.

Конкурс 6. Что вначале, что в конце?

Учитель читает отрывки произведений с определёнными событиями, а дети определяют временную последовательность событий. Выиграет команда, которая назовёт точный порядок событий.

Например:

– Что было до того?

– Что было позже?

Задание 1. «Володе хорошо. Светит солнышко, шумит камыш, плещется рыба. Где еще так отдохнешь?» («Самая храбрая собака»).

Задание 2. « Я познакомился с нею не так давно. Отправился за клюквой, подошел к речке, посмотреть, не плещется ли рыба, и вдруг прямо в ноги бросилась утка» («Утка Клара»).

Задание 3. «Целую неделю никому не признавался о своей находке. Пусть, думаю, медведь спит…» («Обман»).

Конкурс 7. Выставка рисунков

Учащиеся представляют свои домашние работы, аргументируя выбор рассказа.

4. Творческая работа

– Прочитайте рассказ С. Олефира «Вчера и сегодня».

– Понравился ли рассказ?

– О чем заставил задуматься?

Создание собственных произведений по теме  «Наверное, вчера другим был я» .Чтение и обсуждение в группах.

Заключительный этап

Подведение итогов, награждение участников.

Приложение 1. Информация о С. Олефире

Олефир Станислав Михайлович родился 12 сентября 1938 года  (74 года) в семье учителей сельской школы. В Приозерске живет с 1999 года (14 лет). Образование – Хабаровский педагогический институт, химико-биологический факультет. Более сорока лет прожил на Крайнем Севере, в Магаданской области, на Камчатке и Чукотке. Работал учителем химии и биологии, учителем начальных классов, воспитателем, пионервожатым. Каждый его урок превращается в урок  наблюдательности, доброты, сострадания и  гуманизма.

Автор двадцати художественных и научно-популярных книг, большинство из которых детские. Член Союза писателей России, «Человек года» города Магадана, неоднократный победитель всесоюзных и всероссийских литературных и журналистских конкурсов.

Приложение 2.Дополнительная информация о С. Олефире

Живя с родителями-педагогами, братьями и сестрами в доме при школе, будущий путешественник в эту школу ходил только зимой. Остальное время пас коров. И не где-нибудь, а около бумажной фабрики, где из макулатуры варили картон. Охраняли предприятие строго, однако смышленые мальчишки подкармливали голодных овчарок косточками сусликов, за что те их любили больше охранниц-стрелков.

– Мы залезали в огромную свалку и тащили оттуда горы книг, – вспоминает Станислав Михайлович, – Иногда на корове лежал мешок, набитый доверху литературой. Потом все это перемещалось в «библиотеку», то есть на чердак, и рассматривалось всеми без исключения родственниками.

Чердачная «библиотека» делала свое дело, и, начитавшись Джека Лондона, Арсеньева, юный Олефир навсегда превратился в романтика. Станислав Михайлович это качество уважает и по сей день, считая, что любому мальчишке необходима героика, желание попасть в приключения. Что касается лично его, то последние находили нашего героя, так же как и он их. Даже в глухих украинских селах, куда семья перемещалась в поисках лучшей доли. Однако жажда познания, самоиспытания требовала масштаба, и мальчику ничего не оставалось, как подчиниться романтическому зову. Первый раз, когда удрал из дома, его поймали в Запорожье. Второй – в Москве, третий – в Иркутске. В четвертый раз он добрался-таки до Приморского края и, наконец, вкусил настоящей мужской закалки у знаменитого в ту пору на Дальнем Востоке охотника Кеши. Два года наш герой работал у него: варил еду, убирал, помогал разделывать туши. Но зато прошел такую школу, которая не раз помогала выжить в неординарных ситуациях.

Потом было возвращение на Украину, курсы трактористов, агрономический факультет, деятельность кукурузоведа. С последнего места работы его (так, видно, на роду написано) «вырвала» школа, в которой оставались открытыми вакансии учителей ботаники и химии. Станислав Михайлович не возражает, что мог бы и дальше существовать спокойно в тихой певучей украинской глубинке, обучая премудростям природы детвору, однако исследовательский зуд взял свое, и Олефир вновь оказался на Севере. На Колыме. И снова в школе. Отсюда взял отсчет еще один его путь – писателя. Станислав Михайлович объясняет это очень просто: – Повел я своих малышей на прогулку, а на улице обомлел, как в детском стихотворении: села птичка на сучок, я смотрю, как дурачок. Растительный и животный мир совершенно иной! Кинулся искать книжку, которая могла бы чужое сделать знакомым. Нет такой! И с этого дня взялся писать свою книгу о крае. Ходил к ученым, изучал их труды. Сам проводил множество исследований. В итоге смастерил сто экземпляров рукописи и раздал в сто школ. Теперь она занесена в учебные программы всех школ края. Почему я это сделал? Потому что нельзя не знать историю своей малой родины!

Copyright 2007—2017 ЗАО "Эскорт-Центр СПб"
Разработка сайта: ЗАО "Кодекс"
Сайт работает по управлением "К:Сайт"