Поиск Форум
 
О проекте
Семейное чтение
Творческая мастерская
Работа экспертной комиссии
Поэты и писатели
Календарь событий
Литературное творчество школьников

Карта сайта

Творческая мастерская

Полный список материалов

Урок внеклассного чтения по произведениям Владимира Щербака из сборника «Рассказы старого моряка», Автор А. А. Барсукова

Рассказы

Откуда пошли зайцы

Вы, конечно, знаете, что «зайцами» называют безбилетных пассажиров. А почему их так называют? Предлагаю версию…

Однажды российское судно с грузом пришло из Австралии в Санкт-Петербург. Всё было как обычно. Пароход ошвартовался у причальной стенки, подъехал по рельсам портальный кран, на борт поднялась бригада докеров. Открылись крышки громадных трюмов, началась выгрузка. Работа шла споро, слышались только звонки крановщика и крики рабочих из трюма: «Майна! Вира!». Вдруг один докер испуганно ойкнул.

– Что с тобой? – спросил его напарник.

А тот дрожащим пальцем показывает:

– Смотри!

Из-за штабеля тюков торчали чьи-то длинные серые уши!

Напарник был посмелее. Он подошёл к штабелю, запустил туда руку и вытащил… зайца! На удивлённый крик докера сбежались его товарищи. И тут обнаружились ещё шесть зайчат вместе с матерью.

– Эге, да тут целое семейство! – сказали рабочие. – Как же они сюда попали? Может, это моряки решили разводить кроликов?

Позвали моряков. Они тоже удивились и поклялись, что первый раз видят на своём судне зайцев.

– Скорее всего, эти зайцы австралийской национальности, – пошутил боцман. – Очевидно, на судно пробралась в порту зайчиха и уже в море произвела на свет своё потомство. Так что это зайцы не простые, а морские!

Но плавают на судах «зайцами» не только зайцы. Как-то раз в тот же Петербург уже на другом пароходе прибыл «зайцем» – нипочём не угадаете, кто! – хамелеон. Да, да, настоящий хамелеон, о котором все знают, но мало кто видел его, особенно живьём, потому что ни в одном зоосаде нашей страны его нет.

А прибыл он к нам в трюме парохода, гружёного бананами. Докеры, разгружавшие трюм, не сразу обнаружили хамелеона. Его, вообще, трудно заметить, ведь он, как известно, легко изменяет свою окраску: на жёлтом фоне он жёлтый, на красном – красный и так далее.

Вот и тогда он лежал на связке жёлтых бананов и сам был жёлтенький, как банан. Только когда он пошевелился, его заметили и бросились ловить. Он удирал, то и дело меняя окраску, маскируясь, но моряки вместе с докерами всё же поймали эту необычную ящерицу и отнесли в Петербургский зоопарк. С тех пор она там и живёт.

Покупайте бананы!

Эту историю поведал мне один человек. У него была дочь, а у дочери случился как-то день рождения. Папа долго раздумывал, что бы ей подарить, пока не вспомнил, что дочка очень любит, просто обожает бананы. Мой друг пошёл на рынок и купил там большущую коробку с бананами. Судя по этикетке на боку коробки, фрукты были привезены из Эквадора, который, как вы знаете, находится на севере Южной Америки.

Дома, когда все уселись за праздничный стол, папа поставил перед дочерью коробку и торжественно сказал:

– Это бананы! Ешь, сколько душа пожелает!

Девочка открыла коробку, сунула туда руку и вытащила… обезьяну! Совсем маленькую обезьянку, величиной с большой банан и едва живую.

В далеком Эквадоре эта крохотуля решила полакомиться бананами, залезла в коробку, ее не заметили, закрыли крышку и заклеили. Хорошо еще, что в ней были дырочки для воздуха! И сколько же ей, бедняжке, пришлось мучиться, пока пароход с фруктами пересекал океан, моря и заливы, держа курс на Россию. А обезьяна – это вам не хамелеон, какое-то там пресмыкающееся, ей одних бананов мало, к тому же хотелось побегать и попрыгать. Вот почему она и заболела.

Но всё кончилось хорошо: папа, мама и дочка выходили обезьянку, назвали Лизой и оставили у себя жить.

Приключения змеи

А эту историю мне рассказал знакомый рыбак. Их судно вело промысел у берегов Камчатки. Кончились продукты, и рыбаки зашли в Петропавловск пополнить свои припасы. Пока судно грузилось, экипажу разрешили увольнение на берег. И вот мой знакомый со своим товарищем отправился гулять по городу. На одной из улиц они увидели толпу, а когда подошли поближе, то ахнули: на тротуаре лежала змея! Она была больше метра в длину, темно-бурого цвета, с желтыми полосками.

Все стояли, удивлялись, и не только тому, как могла оказаться змея средь бела дня в центре города, но и тому, как она вообще появилась на Камчатке, где сроду не было ни змей, ни лягушек, ни даже воробьев!

Между тем змея, окруженная людьми, шипела и принимала угрожающие позы. Один гражданин то ли от страха, то ли по злобе замахнулся на нее палкой. Но двое мальчиков защитили змею. У них был с собой бумажный мешок, они осторожно посадили туда пришелицу и по совету взрослых отправились в управление охотничьего хозяйства. Мой знакомый рыбак со своим товарищем так заинтересовался змеей, что пошел следом за мальчишками.

Учёные только глянули на змею, как сразу определили: амурский полоз. Но как он, таежный житель, попал на безлесную Камчатку? «Наверное, он приплыл на пароходе «зайцем», – сказал один учёный, – вместе с грузом леса».

И тут мой знакомый вспомнил, что в порту рядом с его судном стоит пароход – лесовоз, прибывший недавно из Находки. Всё стало ясно. Где-то в тайге лесорубы повалили дерево, на него взобрался полоз и так на бревне совершил свое длительное путешествие – сначала на автомобиле – лесовозе, а потом на судне.

Мальчики, а они оказались юными натуралистами, знали, что полозы, как и ужи, безвредные змеи, поэтому смело взяли полоза – путешественника и отнесли в свою школу, в «живой уголок».

Неведомая птица

…Велик Тихий океан: третий день мы утюжим его, направляясь в Беринговоморскую промысловую экспедицию, и за это время не встретили ни одного судна, хотя знаем, что сотни их сейчас бороздят океан в разных направлениях. Океан только на первый взгляд кажется пустынным, безжизненным, а постоишь на палубе у борта часок и увидишь массу интересного, убедишься в том, что жизнь и здесь бьет ключом. Я не говорю о чайках, это постоянные наши спутницы, но часто появляются дельфины, а иногда – акулы или киты…

Стою я вот так однажды у фальшборта, любуюсь спокойным морем и вдруг замечаю еще одно, не виданное ранее живое существо: нас пытается догнать маленькая серая птаха с хохолком на голове. Из последних сил настигла судно, вьется над планширем, но сесть не решается – боится меня, слишком близко я стою. Отошел – и она, благодарно прочирикав, села сначала на планширь, а потом перелетела на брашпиль.

Видел я ее и на второй день, и на третий… Наши моряки спорили, называя ее одни – соловьем, другие – жаворонком, а третьи и вовсе каким-то подсолнечником, но орнитологов, специалистов по птицам, среди нас не было, поэтому вопрос остался открытым. Одно было ясно: птица эта была не морская и очень тосковала по земле. Видимо, наше судно представлялось ей небольшим островом, только, к сожалению, лишенным деревьев, трав и цветов.

Время от времени птица покидала теплоход и металась над морем в поисках земли и, не найдя её – до берега сотни миль! – возвращалась. Так и дошла с нами до Камчатки, и, как только показались в туманной дымке скалистые берега полуострова, наша оморячившаяся птичка радостно взвилась в воздух и вскоре исчезла из вида. «Даже спасибо не сказала», –  шутили моряки.

Подобные случаи в море не так уж редки. Захваченные штормовыми ветрами, обессиленные птицы садятся на суда и некоторое время путешествуют «зайцами», отдыхая и набираясь сил. И мы, рыбаки и моряки, всегда в таких случаях стараемся быть радушными хозяевами.

Драчунья

Какие только пернатые не пользуются морским гостеприимством! Как-то в Японском море неведомо каким ветром, скорее всего штормовым, занесло цаплю. На этот раз на теплоходе был ученый-орнитолог, он-то и определил, что это представительница малых белых цапель – желтоклювая чепура-нужда.

От еды, которой сразу же принялись угощать ее члены экипажа, она отказалась, но по отношению к людям вела себя вполне доброжелательно и даже снисходительно позволяла себя гладить. Однако когда судовой пес Джек слишком внимательно стал обнюхивать гостью – такой уж у него способ знакомиться, – она пустила в ход свой длинный и крепкий клюв. Получив по носу, Джек завизжал от боли и убежал на другой конец судна. А цапля, завидя берег – южную оконечность острова Хонсю, – поднялась в воздух.

Еще одна история о крылатых «зайцах». Некто Ральф Паркер участвовал в соревновании почтовых голубей во французском городе Гавр. Его подопечный голубь Дик должен был из Гавра вернуться в свою голубятню на острове Рам (Гебридские острова). Но Дик так и не прибыл к месту назначения. А примерно через четыре недели Паркеру позвонили из Канады. Рыболов-любитель из городка Сент-Джонс (Ньюфаундленд) сообщил, что к нему в лодку буквально плюхнулся измученный почтовый голубь. К счастью, на лапке было кольцо с адресом, телефоном и фамилией хозяина, поэтому через короткое время голубя-рекордсмена, успешно пересекшего Атлантический океан, доставили Паркеру.

Автор этих строк не раз встречал на различных судах окольцованных птиц, как правило, их возвращали хозяевам.

Сын Экипажа

Звали его Шурик. Просто Шурик, фамилии у него не было. А почему – скоро узнаем. Из истории, которая произошла на теплоходе «Приамурье», ныне не существующем. Судно тогда совершало туристический круиз по Японскому морю. Теплоход заходил в различные живописные заливы и бухты, подходил к необитаемым островам (а такие, как ни странно, еще есть), пассажиры высаживались на берег, гуляли, любовались экзотической природой, потом возвращались на судно, и рейс продолжался.

И вот однажды мальчишки, дети туристов, поймали в лесу бурундука и, очень довольные собой, потащили его на теплоход. Видать, обращались они со зверьком не очень-то вежливо, потому что, едва оказавшись на борту «Приамурья», он вырвался из их рук и куда-то удрал. Все решили, что он сбежал обратно в свой лес, и вскоре о нем забыли, а судно ушло из тех мест.

Но когда круиз закончился и туристы в порту Владивосток сошли на берег, бурундук неожиданно появился на палубе. Все это время он прятался в каком-то укромном уголке и вылез оттуда худым, грязным и несчастным, даже его всем известные полоски и на спине и хвостике как-то потускнели.

Моряки откормили, выходили зверька, назвали Шуриком и, так сказать, усыновили, то есть оставили жить на своем судне. Поселился он у судового радиста и поначалу признавал только его, бегая за ним, как собачонка. Но позже он перезнакомился и подружился со всем экипажем.

Жилось ему на судне вольготно: он бегал по палубе, лазал по надстройкам, мачтам и грузовым стрелам, принимая их, очевидно, за деревья. А самым любимым его занятием было – вы удивитесь! – «чтение». Стоило кому-нибудь из моряков взять в руки газету, как Шурик усаживался рядом и внимательно смотрел на страницы.

«Приамурье» продолжало туристические круизы. К туристам бурундук Шурик относился вполне доброжелательно, но как только замечал среди них мальчишек – сразу убегал и прятался в каютах моряков.

Конспект урока

Цель: воспитание любви к природе, бережного отношения ко всему живому.

Задачи:

– развитие читательского интереса;

– повышение познавательной активности;

– формирование умений и навыков самостоятельной работы с книгой;

– подготовка учащихся к творческому  осмыслению художественных  произведений;

– развитие творческих способностей учащихся.

Оборудование: тексты рассказов В.Щербака, изображения животных, электронный словарь морских терминов.

Задания к уроку:

– прочитать произведения В.Щербака,

– составить словарик морских терминов,

– подготовить дополнительные сообщения о животных, которые встречаются в рассказах В. Щербака.

Ход урока

1. Знакомство с темой урока.

На доске изображения животных: зайцы, обезьяна, амурский полоз, желтоклювая чепура, бурундук, хамелеон, голубь.

– Перед вами герои произведений Владимира Щербака. Давайте вспомним названия рассказов. Героев  каких рассказов мы не видим на доске? Как они совершали свои путешествия?

2. Словарная работа.

При чтении «Рассказов старого моряка» встретилось много специальных морских терминов,  у вас было задание найти и объяснить их, составив свой небольшой словарик.

Проверка выполнения задания.

Докер – портовый грузчик, рабочий.

Трюм – внутреннее помещение корабля под нижней палубой, служащее для установки механизмов, для грузов.

Штабель – правильно сложенный ряд чего-нибудь.

Фальшбортбортовое ограждение палубы на судне, обшивка борта выше верхней палубы.

Планширь – брус, устанавливаемый на шлюпках и яхтах по верхнему краю борта, на палубных судах по краю палубы.

Брашпиль – ручное, паровое или электрическое приспособление с горизонтальным валом на судне для поднятия якоря.

Экспедиция – поездка группы лиц, отряда с каким-нибудь специальным (исследовательским, военным и т. п.) заданием.

Миля – путевая мера длины, применяемая главным образом в морском деле. Миля морская равна 1,852 км

Круиз – морское путешествие.

Мачта – высокий столб для парусов на судне.

Майна – командное слово в значении «опускай».

Вира – поднимай вверх.

3. Обсуждение прочитанных произведений.

– Каким словом назвал В. Щербак всех путешественников? («Зайцы»)

– Почему? Кого так называют в жизни?

– В большинстве случаев животные оказались на корабле вследствие различных случайностей. Но один из героев оказался на судне по принуждению? О ком идёт речь?

– Правильно ли поступили мальчики? Почему?

– Давайте проследим по словам и выражениям из текста, как менялись взаимоотношения человека и бурундука.

Учитель ведёт запись на доске. (Поймали, потащили, обращались невежливо, вырвался, забыли, откормили, выходили, назвали Шуриком, усыновили, оставили жить с ними, познакомился, подружился)

– Как автор изначально даёт понять, что история для бурундука закончится хорошо? (Название рассказа «Сын экипажа»)

– В каком рассказе мальчишки проявили  благородство по отношению к животному? («Приключения змеи»)

– Почему образовалась толпа на одной из улиц города? Что удивило людей?

– Как себя повёл один гражданин?

– Почему мальчики защитили змею?

– Каким образом змея появилась на улице города, что предположил учёный?

– Правильным ли было решение мальчиков отнести полоза в живой уголок?

– Что объединяет истории птиц из рассказов «Неведомая птица» и «Драчунья»?

– Можно ли подтвердить, что человек старается быть «радушным хозяином» для таких «зайцев»? Как это отражено в рассказах?

– Какому герою путешествие далось труднее всего? Почему? Перескажите эту историю. («Покупайте бананы!»)

– За кого из героев вы переживали больше всего?

4. Понимание сущности были и рассказа как жанров литературы.

– Писатель В. Щербак назвал свои рассказы «БЫЛИ, похожие на небылицы». Объясните, почему?

– Давайте вспомним, какие писатели тоже создавали произведения о природе в жанре рассказа? (Житков Б. С., Сладков Н. И. и др.)

– Что нового вы узнали из рассказов о животных, их особенностях, поведении? Какую познавательную информацию   о животных содержат произведения В.Щербака? Прочитайте. (Сообщения учащихся о животных из рассказов В. Щербака.)

– Что общего в этих жанрах (быль, рассказ)?

5. Итог урока.

Книга – наш добрый друг и учитель. Чему учат нас рассказы В. Щербака?

На доске: ответственность, беспечность, доброта, наблюдательность, безразличие, враждебность, человечность, жестокость, благоразумие.

(Учащиеся выбирают слова и аргументируют свой выбор.)

6. Творческая работа. Домашнее задание.

– Мы прочитали истории, увиденные глазами человека. А как бы рассказали об этом герои  рассказа – животные? (Сочинение сказок о животных).

Copyright 2007—2024 ЗАО "Эскорт-Центр СПб"
Разработка сайта: ЗАО "Кодекс"
Сайт работает по управлением "К:Сайт"