Поиск Форум
 
О проекте
Семейное чтение
Творческая мастерская
Работа экспертной комиссии
Поэты и писатели
Календарь событий
Литературное творчество школьников

Карта сайта

Творческая мастерская

Полный список материалов

Урок внеклассного чтения по рассказу О. Трушина «Всё под приглядом», Автор С. А. Борзило

Рассказ

Все под приглядом!

С раннего утра иду за клюквой! Такое решение было принято с вечера. Сосед принёс добрую весть – клюква в самой поре!

Середина октября – самое время её сбора. Ударили крепкие ночные заморозки, осыпая в утренний час серебряным инеем всё в округе  в глубокую пору листопада. Давно закончился лёт паутины – предвестник наступающей осени. День-другой, и потянется вовсю с берёз последняя листва, что ещё держится на самой маковке кроны. Берёзы в такую пору в солнечных лучах, словно свечи, яснятся. Зажглись багрянцем на верховых болотах травы.

Выхолаживают крепкие морозные утренники из клюквы горчинку, придавая лёгкость вкуса. А до этого времени не в поре ещё ягода. Даже глухари с тетеревами не дюже охочи за ней до того, как тронет её морозец. Наконец, клюквенная пора пришла.

В утренний час я отправился на верховое болото, что было в пяти верстах от нашей деревни. Вышел из дома во двор, а всё кругом белым – бело от ночного заморозка. Сапоги по мёрзлой землице бухают. Настуженный воздух каждый звук ловит. Вот рябчик в соснячке голос подал, а вот и пара кукш меж собой переговаривается: резкое креканье доносилось от берега небольшого лесного озерка – ламбины. На лужах, что раскинулись по дороге, зеркальца льда. Оступишься – и хрустнет под ногой ледок и лёгким эхом чирканёт в воздухе. Ещё до первых заморозков, что окрасили в багрянец осиновый лист, потянулись к теплу перелётные птицы. В зиму остались только те, что морозов не страшатся, для кого в зимнем лесу свой кусочек хлеба отыщется.

Иду не спеша – торопиться некуда, целый день впереди. Любуюсь по сторонам осенним лесом.

На грунтовке примечаю отчётливый медвежий след. Ещё с вечера прошёл, покуда земля ещё не мороженная была. К утру след косолапого инеем покрылся. Нагнулся я над следом. На песке чёткий отпечаток когтистых лап зверя. След в след шёл, не спешил. Точно, как я сейчас. А куда ему спешить-то? Хозяин он тут! Кроме человека, нет ему тут равных. Наверное, косолапый жиры к зиме нагоняет. Уж не на клюквенник ли отправился? Усмехнулся я своему предположению. Знал бы я в тот момент, о чём говорю!

Медвежий след спустился в овраг, и было видно как на подъёме, забираясь на вал, медведь сорвал мощными лапами добрый пласт мха-ягеля, что повис теперь лоскутом, оголив каменистую россыпь.

Иду дальше по дороге, что ведёт к верховому клюквенному болоту, а в низкорослом сосновом леске, по которому припустился мох-бородач, высится муравейник. Сковало морозцем хвоинки, оделся в плотный панцирь купол муравьиного дома. Ушли муравьишки в свои зимние квартиры.

Узкая лесная тропка едва угадывается. Остановлюсь, послушаю. Тишина. Парочка рябчиков с шумом взлетела с позднего брусничника и тут же расселась в сосняке немного поодаль.

И вот оно – клюквенное болото, густо, едва не в пояс поросшее с краёв пьянящим багульником, с мочажинками, с чахлым низкорослым сосняком, что не одно десятилетие мается в этой сырости. Посмотришь по сторонам – всё однотипное, безликое. В какую сторону ни шагни, всё словно на одном месте находишься. Если бы не клюква, то и не приглянется это местечко для лесной прогулки.

А клюква хороша! По моховому ковру словно рубиновые бусы рассыпаны. Крупные, плотные бусины. Везде ягоды - куда ни глянь.

Принялся я ягоду собирать. Клюква на сбор спорная! Не замечаешь, как наполняется ладонь спелой ягодой. Стынет ладонь от прихваченной морозом клюквы, а всё же приятно в руках подержать добрый сбор. Одну за другой, пригоршнями ссыпаю собранную клюкву в лукошко. Увлечённый сбором, не смотрю по сторонам! Сосредоточился на ягоде!

В какой-то момент ощущаю на спине чей-то взгляд. Цепкий, колкий, пронзительный. Поднялся я с корточек. Осмотрелся вокруг, обвёл взглядом болотную опушку сосняка. Никого. Над болотом размеренно, словно нехотя взмахивая крыльями, пролетела скопа. Тишина октябрьского полдня. Только слышно, как пересвистываются рябчиные парочки, да пискнет на сосёнках какая-нибудь пичужка.

Манит к себе клюква, и я вновь продолжаю сбор. Непонятное ощущение того, что за мной кто-то пристально наблюдает, не покидает меня. Мысль о тайном наблюдателе сидит в моей голове до конца моего клюквенного сбора. Несколько раз я вновь пытался разглядеть кого-либо, но всё было безрезультатно. Поднимался, внимательно осматривал окружающий себя простор. Нет. Никого.

Так с мыслью о невидимом существе, что наблюдало за мной, а себя не выдало, и покинул я клюквенное болото.

Домой возвращался всё той же тропкой, мимо того самого огромного муравейника. Что такое?! Муравейник был разрушен. Кто-то хорошенько раскопал его с одного бока, вывернул весь иглишник, копнул в самую сердцевину. Густой черничник, что рос у самого подножья муравейника, был густо запорошен хвоинками.

Постоял я некоторое время у муравейника и пошёл дальше к грунтовой насыпи, что вела до самого дома, всё больше недоумевая о происходящем. А мысль о том таинственном взгляде не выходит из головы.

Так и добрёл я до дома, словно подгоняемый кем-то из леса.

Рассказал свою историю егерю. А мне в ответ:

– А чего ты хотел? Это медведь тебя приметил!

– Как медведь? – отвечаю я изумлённо.

– Да очень просто! Заприметил мишка твой след или самого тебя увидел, как ты к верховому болоту пошёл. Сытый. Спокойный. Решил он по твоему следу пройтись. Вот и дошёл за тобой до самого клюквенника. Хитрый зверь! Сам не покажется, а всё вокруг видит! Залёг, небось, в багульнике против ветра, чтобы свой пресный медвежий запах не выдать, и наблюдает за тобой, покуда ты с болота не тронешься. А тебе и невдомек, что за тобой медведь наблюдает. Вот такой он зверь!

Слушаю я егеря, а у самого по спине мурашки елозят.

– Медведь так всегда поступает! Ведь ты же к нему в дом пришёл. А у него в доме всё под приглядом, как у порядочного хозяина. Нападать не станет, у него и так в лесу харч отменный. Ведь ты же ему ничего плохого не сделал. А он с тобой и клюквой ещё поделился. Вот какое дело! Да я и не удивлюсь, что он тебя и до самой насыпи проводил, да только ты этого не заметил.

Тотчас вспомнился мне разрушенный муравейник, что пострадал от медвежьей проказы. Выходит точно, что косолапый за мной по пятам шёл, когда я до клюквенника добирался, да и обратно выходил. Надо же, и не показался даже, чтобы гостя не спугнуть. И уж наверняка видел, как я у разрушенного им муравейника стоял. Вот тебе и утренняя тишина!

Конспект урока

Цель: воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.

Задачи:

– развивать критическое мышление учащихся;

– формировать у учащихся навыки осознанного и выразительного чтения;

– формировать мотивацию к литературному творчеству;

– совершенствовать навыки социокультурных компетенций учащихся (умение работать в группе);

Оборудование: текст рассказа О. Трушина «Всё под приглядом», разделённый на смысловые части, электронный толковый словарь, сайт писателя.

Ход урока

І. Вызов

– Сегодня мы познакомимся с рассказом О. Трушина «Всё под приглядом». Как вы понимаете название? (Под присмотром, под контролем.)

– Кто за кем может приглядывать?(Взрослые за детьми, старшие за младшими, дети за домашними животными.)

– Приходилось ли вам за кем-либо приглядывать? Как вы с этим справились? (Дети рассказывают случаи из своей жизни.)

– Главного героя нашего рассказа легко узнать, отгадав загадку: 

Летом бродит без дороги

Между сосен и берёз.

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

Составление ассоциативного ряда:

Медведь – зверь бурый, белый, гималайский, всеядный, спит в берлоге, выступает в цирке, любит мёд, косолапый, сильный.

Работа в малых группах

Задания:

1. Определить лексическое значение слова(крупный, хищный зверь с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами).

2. Подобрать однокоренные слова (медведь, медведюшка, медвежище, медведица, медвежонок, медвежий, …).

3. Составить словосочетания. (Огромный, лохматый, молодой, старый, голодный, дрессированный).

4. Подобрать синонимы (медведь – мишка, косолапый, топтыгин).

5. Объяснить фразеологизмы:

Медведь на ухо наступил.

Медвежья услуга.

Смотреть медведем.

6. Вспомнить стихи или песни о медведе.

 

ІІ. Работа с текстом:
управляемое чтение с прогнозированием

– У вас, ребята, есть определенные знания о медведе. О некоторых его повадках нам предстоит узнать на уроке.

А) Чтение 1 части текста.(Молчаливое чтение)

– Какое время года описывается?

– Объясните значение слов: клюква, верховые болота, кукши, ламбины.

Клю́ква – одна из самых полезных дикорастущих ягод.

Верховы́е боло́та – болота с почти сплошным покровом из мхов.

Ку́кша – птица семейства вороновых.

Ламбина – небольшое лесное озерко.

– Выразительно прочитайте понравившийся отрывок описания осеннего леса.

– Что помогло Олегу Трушину создать такую красочную картину? (Привычка наблюдать, умение видеть красоту природы, любовь к родным местам.)

– Как прочитанная часть текста может быть связана с главным героем? (Осенью медведь усиленно питается, накапливая запасы жира для зимней спячки. Наверное, он живёт в этом лесу. Писатель может увидеть медведя и осторожно понаблюдать за ним, а потом написать интересный рассказ.)

Б) Чтение 2 части текста. (Способ чтения выбирает учитель.)

Оправдалось ли ваше предположение? (Частично. В этом лесу живёт медведь.)

– Что о медведе рассказывает автор? (Выборочное чтение)

– Как могут развиваться события дальше? (Медведь и автор будут собирать клюкву и встретятся; медведь испугает автора; автор потревожит медведя.)

В) Чтение 3 части текста. (Способ чтения выбирает учитель.)

– Кто-либо  сделал правильный прогноз? (Нет)

– А кто же мог наблюдать за автором? (Неужели медведь?)

Словарная работа: Скопа́ – хищная птица.

Г) Чтение 4 части текста. (Способ чтения выбирает учитель.)

– Совпал ли ваш прогноз с объяснением егеря?

– Как медведь показывает, что он хозяин леса?

– Почему егерь назвал медведя хитрым зверем?

– Какие слова к характеристике медведя вы можете добавить после чтения текста? (Проказник, справедливый, гостеприимный.)

– Каким правилам поведения человека в лесу учит этот рассказ? – Понравился ли вам рассказ? Почему?

– Хотелось бы вам, чтобы этот рассказ прочитали и другие дети?

– Что нужно сделать, чтобы привлечь внимание других детей к этому рассказу?

ІІІ. Творческая работа

Мини-сочинение «У медведя все под приглядом!».

ІV. Рефлексия. Синквейн

Кто? Медведь

Какой? Сильный, гостеприимный.

Что делает? Бродит, питается, наблюдает.

Отношение. Наблюдая за медведем, изучая его повадки, можно многому научиться.

Обобщение. Медведь – хозяин леса.

Copyright 2007—2017 ЗАО "Эскорт-Центр СПб"
Разработка сайта: ЗАО "Кодекс"
Сайт работает по управлением "К:Сайт"