Поиск Форум
 
О проекте
Семейное чтение
Творческая мастерская
Работа экспертной комиссии
Поэты и писатели
Календарь событий
Литературное творчество школьников

Карта сайта

Творческая мастерская

Полный список материалов

Классный час «Дружбой надо дорожить!», Автор Е. В. Ярославцева

Лидия Думцева

Каждому своё счастье

По утрам цветы умывали головки росой. Они тихонечко смеялись от удовольствия и, шаловливо встряхивая лепестками и листьями, обрызгивали друг друга прохладными сверкающими бусинами. Потом они шептались между собой, или с ветерком, или просто молча нежились на солнышке.

Их поляна была огромной и очень нарядной. А лес вокруг казался тёмным и неприветливым.

Бабочка-Шоколадница, только что появившаяся на свет, испуганно крутила головкой, насторожено шевелила усиками, стараясь получше рассмотреть высоченные деревья.

– Не бойся, – пискнул малипуська Одуванчик, – скоро твои крылышки окрепнут, и ты сможешь летать далеко-далеко за те деревья.

– Да зачем мне туда? – удивилась Бабочка. – Здесь столько разных дивных цветов… Я со всеми хочу познакомиться и подружиться.

– Я Одуванчик, – пискнул малютка.

– Погоди, малыш, – произнёс Василёк, – дай поговорить старшим.

– Ты тоже очень красивая, – закивали головками разные цветы.

– И похожа на цветок, – сказал Василёк.

– Понюхай меня для знакомства, – предложила Ромашка.

– И меня, и меня, и меня, – вторили ей другие цветы.

– А я хочу, чтоб ты отведала вкус пыльцы на моих тычинках, – приказал горделивый полевой Мак.

– И у меня, и у меня, и у меня, – повторили за ним другие.

Шоколадница, чтобы никого не обидеть, порхала с цветка на цветок, вдыхала ароматы, пробовала на вкус пыльцу и шалила, щекоча усиками тычинки.

Цветы очень полюбили Бабочку. И наперебой приглашали её, уставшую уже в первые дни от полётов, присесть отдохнуть и порассказать, где была и что видела.

Шоколадница подружилась и с птицами. От них она узнала много о красотах необъятной земли. И заветной её мечтой стало взмыть высоко-высоко, выше всех деревьев леса, и самой увидеть реки, горы и леса…

– Нет, нет! И не пытайся, – чирикнул Шоколаднице Воробей, – это даже не всем птицам под силу! А если буря? О, нет! Лучше не мечтай!

Но чем невозможней казался дальний полёт, тем горячей Бабочка о нём мечтала. Не только из любопытства, но и из желания порадовать свежими рассказами своих прелестных друзей.

С утра до захода солнца Шоколадница, чтоб укрепить крылышки, вспархивала вверх, всё выше и выше с каждым днём, затем подолгу кружилась над поляной.

– Скоро, теперь совсем скоро я смогу… – взбадривала себя Бабочка.

– Молодец! Такая упорная, – восхищались цветы, – она ведь и впрямь осилит долгий и трудный перелёт.

– Никогда такого не бывало, – говорили цветы постарше. – Вот если б у нашей красавицы мог появиться сильный друг, тогда вдвоём…

И надо же было такому случиться, в полёте Шоколадница столкнулась с кем-то…

От удара она свалилась вниз. Хорошо ещё, что попала прямёхонько в самый большой Одуванчик.

– Кто это был? – опомнившись, спросила у опешившего цветка Бабочка.

– Что ж-ж-е ты не соображ-ж-жаеш-ш-шь – куда летиш-ш-шь? – вдруг недовольно пробурчал кто-то большой, мощный, иссиня-чёрный.

– Простите, – пролепетала Бабочка, испугавшись грозного голоса.

Это был Жук, красивый и сильный.

Так они познакомились, а потом и полюбили друг друга.

– Ж-ж-жж, – жужжал Жук так властно и горделиво, что у Шоколадницы сердечко замирало от нежности, а тонкие крылышки её начинали быстро-быстро трепетать.

– С ним мне не страшна даже буря, – делилась с друзьями счастливая Бабочка, – ведь он такой смелый и надёжный!

 Цветы дружно кивали головками, соглашаясь.

– Мой любимый обещал полетать со мной над деревьями, а потом… потом – на край света.

– Скорее возвращайся с края света, – попросила за всех Ромашка, – мы с нетерпением будем ждать тебя и твоих рассказов.

И этот счастливый долгожданный миг наступил.

Важно расхаживая вокруг подруги, Жук произнёс:

– Всё ж-ж-же ж-ж-жаль, что у тебя не такие крылья, как мои… Но всё ж-ж-же отваж-ж-жусь с тобой лететь. Я ж-ж-же всё-ж-ж-же могу подставить тебе своё крыло для опоры. Да! Я такой надёж-ж-жный. Ж-ж-ж!

– Да, да! Ты надёжный, ты благородный, – прошептала Бабочка. И друзья её согласно закивали головками.

Свершилось. Жук с Шоколадницей поднялись вверх, долетели до края поляны, взвились выше самых высоких деревьев и скрылись из виду.

– И кто бы мог подумать, что такие жуки бывают романтиками, – многозначительно перешёптывались цветочки Незабудки.

– Да, удивительно, – согласилась самая старшая из Ромашек. – Для таких жуков это нетипично. Хотя  влюблённые часто становятся романтиками.

Если б они знали, чем закончится эта любовь!..

А тем временем Шоколадница смело летела за любимым, и властное его жужжание словно прибавляло ей сил.

– Ах! Как прекрасен мир! Какие необъятные просторы, – почти задыхаясь от восторга, воскликнула Бабочка. – А где же край земли?

Ничего не ответив, Жук неожиданно закружился на одном месте.

– Что случилось? Неужели ты устал? – удивилась Шоколадница.

Словно не слыша её, Жук завис над чёрным пятном внизу, затем сделал несколько кругов, спускаясь ниже, ниже… И вдруг жужжание его стало таким мощным и восторженным, какого Бабочке прежде не приходилось слышать.

Жук стремительно ринулся вниз. Бабочка в растерянности последовала за ним, боясь увидеть там соперницу.

Но её любимый плюхнулся в большую тёмную вонючую жижу и слился с ней, жужжа всё громче и восторженней. Жук так блаженно урчал и чавкал, что подруга его почуяла неладное.

Опуститься ниже к другу она не смогла из-за мерзкого зловония жижи. Зависнув выше, Бабочка крикнула:

– Разве таков край света? – Но бабочке не хотелось обижать любимого. – А что же тогда те просторы впереди?

– Отвяж-ж-жись ж-же, – огрызнулся Жук, продолжая жадно чавкать. Он всё быстрей и быстрей елозил по жиже и всё глубже закапывался в неё. – Мой ж-ж-же край света располож-ж-жен там, где есть такая ароматная кормёж-ж-жка. Теперь отвяж-ж-жись! Ты мне не нуж-ж-жна!

Потрясённая грубостью и вероломством Жука, Бабочка, всхлипывая, отлетела подальше.

– За что он так со мной? И почему он назвал свой край света ароматным?! А я думала, что аромат – совсем другое. Как у моих друзей цветов… И что я теперь смогу им рассказать?

Взглянув последний раз на Жука, совсем недавно казавшегося ей надёжным другом, печальная Шоколадница отправилась в обратный путь.

Друзья были очень рады снова видеть Шоколадницу. В знак благодарности она стала сочинять для них сказки. И все были счастливы.

– Помните, я сомневалась, что такой жук может быть романтиком? – спросила самая старшая Ромашка.

– Да, да, помним. А почему? – отвечали цветы.

– Да потому, что он навозный! И этим всё сказано, – объяснила Ромашка.

– Я слышал, что каждому – своё счастье, – пискнул шустрый малипуська-Одуванчик.

Все дружно рассмеялись, и с той поры про Жука больше никто никогда и не вспомнил.

Вот так.

Конспект классного часа

Цель: воспитание нравственных качеств учащихся: дружбы, верности, взаимовыручки и др.

Задачи:

– познакомить с произведениями о природе;

– совершенствовать навыки работы с текстом;

– формировать культуру речи;

– формировать мотивацию к литературному творчеству;

Оборудование:  текст сказки без названия, аудиозапись песни «Настоящий друг» (сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева), сайт писателя.

Ход классного часа

1. Вступительное слово

Дорогие ребята! Сегодня мы поговорим с вами о дружбе и о наших друзьях. Мы – класс. Вместе мы уже четвёртый год. Наверняка, в школе у вас появились друзья. Идущих вместе должно многое объединять, но главное – дружба. Если рядом друг, то по самому трудному пути будет идти легче и веселее

2. Ребята! Сегодня нас ждёт встреча со сказкой Л. А. Думцевой о чудесных приключениях в мире цветов и крылатых насекомых.

3. Знакомство с биографией писателя.

Лидия Александровна Думцева родилась в Ленинграде. Сказки она начала придумывать в пятилетнем возрасте, когда её семью эвакуировали из окружённого фашистами, блокадного города в Алма-Ату, в республику Казахстан. Телевизоров тогда не было, игрушек в чужой квартире не оказалось. И, чтобы младший братик не плакал, Лидия скрашивала его полуголодную жизнь своими волшебными историями. И тогда, благодаря способности девочки видеть живым то, что было вроде бы неодушевлённым, с детьми заговорили не куклы, а стол, стулья, кровать, сами стены, обеденные ложки, тетрадные листы. Ее сказки располагали детей не к тоске и скуке, а к творчеству! В 1972 году, когда писательница издала свою первую книгу, она сказала, что пишет и для того, чтобы развлечь детей, и для того, чтобы знала кроха, что такое “хорошо”, а что такое “плохо”.

4. Чтение и анализ сказки.

Чтение сказки заранее подготовленными учащимися.

– Понравилась ли сказка и почему?

– Значения каких слов были непонятны?

Словарная работа:

Аромат – душистый, приятный запах, благоухание.

Пыльца – лёгкий пылевидный налёт.

Наперебой – перебивая, прерывая друг друга.

Необъятная земля – бескрайняя.

Заветная мечта – сильное желание, исполнение которого сулит счастье.

Край света – очень далеко.

Романтик – тот, кто склонен к мечтательности, к идеализации людей и жизни.

Жижа – вязкая густая жидкость, грязь, нечистоты.

Вероломство – нарушение клятвы, обязательств.

– Разделите сказку на смысловые части (три).

– О чем говорится в I, II, III частях?

(Определение границ каждой части.)

Работа над I частью сказки.

– Прочитайте I часть сказки (молчаливое чтение).

– Какие слова и выражения помогли автору создать атмосферу свежести, теплоты и уюта на полянке? (Выборочное чтение)

– Опишите полянку (словесное рисование).

На полянке росли разные цветы, но все они дружили между собой.

– Почему цветы полюбили бабочку и подружились с ней? (Выборочное чтение)

– Прочитайте пословицы. Как понимаете их?

Единственный способ иметь друга – это быть другом.

За дружбу дружбой платят.

– Озаглавьте I часть сказки. («Мир цветов», «Первые друзья Бабочки»).

Работа над II частью сказки.

Чтение II части сказки цепочкой.

Какие чувства вы испытывали во время чтения этой части?

Обида (на кого? на что?)

Разочарование (в ком? в чем?)

Недоумение (по поводу кого? чего?)

Как автор относится к героям сказки?

(Бабочка – преданная, беззащитная, доверчивая, честная. Жук – лживый, глупый, злой).

– Каким словом (словами) можно охарактеризовать поведение жука по отношению к бабочке? (Предательство)

– Что такое предательство?

Словарная работа:

Предательство – измена, нарушение верности кому-либо или неисполнение долга перед кем-либо.

– Как понимаете смысл пословицы «Предательство опаснее врага»?

– Озаглавьте II часть сказки. («Трагедия Бабочки», «Потерянная дружба»).

Работа над III частью сказки.

Жужжащее чтение (вполголоса) III части сказки.

– Бабочка вернулась домой. Как встретили ее настоящие, преданные друзья?

– Озаглавьте III часть сказки («Истинные друзья», «Радостная встреча с друзьями»).

– В каких словах содержится главный смысл сказки? (Каждому – своё счастье.)

– Как бы вы могли озаглавить сказку? («О дружбе настоящей и мнимой», «Разное счастье», «Каждому – по заслугам»)

– Сравните предложенные вами названия с названием автора. (Обсуждение, анализ ответов уч-ся)

5. Беседа "О дружбе и друзьях".

Учитель читает стихотворение:

Добро и зло творить

Всегда во власти всех людей,

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

Рождает зверя зверь.

Рождает птица птицу.

От доброго – добро,

От злого – зло родится!

 - Подумайте, что сдружило нас? (Учащиеся перечисляют коллективные дела.)

– Как сохранить нашу дружбу? (Обсуждение предложений учащихся)

6.Творческая работа.

Учащиеся обсуждают и формулируют «Законы дружбы».

Звучит песня «Настоящий друг» (сл.М.Пляцковского,муз.Б.Савельева).

 

 

Copyright 2007—2017 ЗАО "Эскорт-Центр СПб"
Разработка сайта: ЗАО "Кодекс"
Сайт работает по управлением "К:Сайт"