Поиск Форум
 
О проекте
Семейное чтение
Творческая мастерская
Работа экспертной комиссии
Поэты и писатели
Календарь событий
Литературное творчество школьников

Карта сайта

Творческая мастерская

Полный список материалов

Практикум ценностно-смысловой ориентации для педагогов

Практикум ценностно-смысловой ориентации для педагогов


Цель данного практикума состоит в том, чтобы в процессе самообучения при помощи разноплановых текстов найти, открыть, почувствовать или утвердить свою индивидуальность, а также порадоваться тем интересным мыслям, которые будут возникать при поиске смыслов.

Текст №1
Сказка про Курочку Рябу

Жили себе дед да баба,
И была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко:
Яичко не простое,
Золотое.
Дед бил, бил -
Не разбил;
Баба била, била -
Не разбила.
Мышка бежала,
Хвостиком махнула:
Яичко упало
И разбилось. Дед и баба плачут;
Курочка кудахчет:
- Не плачь, дед, не плачь, баба,
Я снесу вам яичко другое,
Не золотое - простое.

(Курочка ряба в обр.  К.Д.Ушинского)
Ответьте на вопросы.
     1.«О чем эта история?»
     2 «Зачем дед бил яйцо?»
     3. Придумайте свое название этой истории.
     4
Самое главное в этом задании -   поиск ответов. Живой процесс важнее, чем результат в готовом виде.
Первоначально задумывалось показать интерпретацию этой сказки, данную профессионалом.  Но потом от этого варианта отказались, так как претензии на полную законченность пояснения закрывают возможность дальнейшего творчества, а глубинный смысл сказки неисчерпаем, как сама жизнь.
     Сравните свои ответы с ответами учителей начальной школы. Найдите ответы, с которыми Вы согласны и ответы, над которыми можно поразмышлять.
     (Внимание! Прежде чем читать эти ответы, не забудьте сначала самостоятельно ответить )
     

1.О глупой старости
2.Поделиться с бабой
3. Мудрая курица
                                    

1.Каждому свое.
2.Хотел завтракать без бабки (самостоятельно) или решил бабку порадовать
3.Злополучное яйцо                                    

1.Об отношениях людей и домашних животных
2. Чтобы  убедиться, что оно золотое                         
3. Удивительная курочка

1.О непредсказуемых и неожиданных ситуациях
2.Был очень голоден
3. Умная курочка             

1.О глупости, отсутствии предприимчивости
2. Хотели сделать яичницу
3.-                               

1. О ценности всего (духовного) естественного, а не материального.
2.Хотел получить золотую скорлупу                       
3. Мышкина помощь

1.О том, что все ценно
2.Чтобы съесть, а скорлупу взять себе
3. Мышка помогла

1.О яичке, о находчивости курочки
2. Чтобы разбить
3. Мышка и яичко
                                    

1. О том, что в жизни бывают и хорошие и плохие моменты
2. Не знал, что еще с ним можно сделать?
3.не надо плакать        

1.Семейные отношения, бездетность, человеческая глупость, случайность, все зависит от поведения
2.Праздность человеческая
3. «Вся жизнь суета»                         

1.О чуде, о том, что каждый человек желает и ждет чего-то волшебного. Может быть о том, что чудеса мы творим  сами.
2. что внутри
3. золотое яйцо          

1. Нужно всегда знать, что из любой ситуации есть выход. Эта история о надежде на лучшее.
2. Он не понял, что яйцо это  драгоценное и его нужно принять как дар, а не пытаться его разбить
3. Береги дар                  

1. Каждому дается то, что он заслуживает. Не бери от жизни больше, чем можешь унести.
2. Узнать, что внутри
3. Золотое яйцо

1. О соблазне, который выпадает человеку
О подарках, которые дарит нам жизнь
2. Посмотреть, что там внутри (а вдруг - бриллиант)
3. Поучительный урок                    

1.Все, что есть в жизни - для чего-то нужно
2. Золотое яйцо бесцельно
3. О божьем творении

     
Текст №2

1. Прочитайте текст и в течение 5-10 минут напишите сочинение на свободную тему («Мои впечатления от прочитанного текста)

2. Затем прочитайте другие сочинения и сравните, насколько глубоко вы поняли содержание текста.

3.  Попробуйте определить в сочинениях:
А)Резюме по тексту сочинения
Б)Вывод об авторе сочинения.
В)Какова аксиологическая направленность письменной речи
    (1) писавшего?
_________________________
(1) Под аксиологической направленностью речевой деятельности будем понимать осознание  ценностно-смысловых ориентиров в процессе обучения устной и письменной речи.


     Это поможет Вам увидеть, какие смыслы вкладывают в одно произведение разные читатели.

Н.Рерих. 1906

Старинный совет.

     В одной старинной итальянской рукописи, кажется, пятнадцатого столетия, - начальные страницы и все украшения книги были вырваны благородною рукою любителя библиотек, - простодушно рассказывается о том, как пришел ученик к учителю-живописцу Сано ди Пьетро за советом о своей картине.
     Учитель трудился над спешной работой и не мог придти на зов ученика, начавшего самостоятельно картину «Поклонение волхвов» для небольшой сельской церкви Сиенского округа.

Учитель сказал:

     -Мой милый,  я дал слово настоятелю Монтефалько не покидать  своего  дома.  Пока  не  закончу заказанное  им «Коронование Пресвятой Девы». Но скажи, в чем сомнения твои. Я боюсь, не слишком ли долго проработал ты у меня,  что теряешься теперь перед своею работой.
     -Почтенный учитель, - сказал ученик, - картина моя сложна, и трудно мне сочетать отдельные части ее.  Как лучше писать темную оливковую рощу на красноватом утесе, вдали.  Видны ли  там  стволы деревьев,  и  насколько отчетлив рисунок листвы?

-Мой милый, пиши так, как нужно тебе.

     -Плащ Богородицы полон золотого рисунка. Лучше ли перебить его мелкими складками или навести рисунок в больших плоскостях?

-Сделай его так, как нужно тебе.

     -Почтенный учитель, ты слишком занят превосходною работой своей, я лучше помолчу до времени ближайшего отдыха.
     -Мой милый, я не думаю отдыхать скоро, а тебе нельзя терять время, если в картине твоей так много неоконченного. Я все слышу и отвечаю тебе, хотя с некоторым удивлением.
     -Головы воинов, сопровождавших царей, многочисленны; найти ли для них общую линию или дать каждую голову и из частей получить абрис, толпы?

-Просто делай так, как тебе нужно.

     -Я сделал кусты на дальних полях и полосами струи реки, но захотелось дать их отчетливо, как только иногда видит свежий глаз. Захотелось в воде увидеть волны и челнок на них, и даже весло в руках гребца. Но ведь это вдали?

-Нет ничего проще; сделай так, как нужно.

     -Мне приходит мысль, не сделать ли на ягнятах волокна шерсти. Положим, они почти не видны, но вспомни, какие шелковистые, мягкие пряди лежат на ягнятах, так и хочется сделать их тонкою кистью, но в общей картине они почти не видны.

-Делай их так, как нужно.  

     -Учитель, я не вижу в ответах твоих совета моему делу. Я знаю, что все должно быть так, как нужно, но как нужно - затемнилось у меня сейчас.
     -Скажи, ставил ли тебе какие-нибудь условия работы отец Джиованни?
     -Кроме срока, никаких условий. Он сказал: Бенвенуто, напиши  хорошее  изображение:  «Поклонение  трех  волхвов Пресвятому Младенцу», и я заплачу тебе десять дукатов из монастырских сумм. Потом назначил срок работы и размеры доски. Но во время работы являлись мне разные мысли от желания сделать лучшее изображение. И к тебе, учитель, по-прежнему обратился я за добрым советом.  Скажи,  что значит «как нужно»?

-Как нужно, значит, все должно быть так, как хорошо.
-Но как же так, как хорошо?

     -Несчастный, непонятливый Бенвенуто, о чем мы всегда с тобой говорили? Какое слово часто повторял я тебе? Так, как хорошо, может значить лишь одно - так, как красиво.

-А как красиво?

     -Бенвенуто, выйди за двери и иди к сапожнику Габакуку и скажи: возьми меня мять кожи, я не знаю, что такое «красиво». А ко мне не ходи и лучше не трогай работы своей.
     -После этой истории в рукописи идет сообщение о рецептах варки оливкового масла и об употреблении косточек оливы. Затем еще рассказ о пизанском гражданине Чирилли Кода, погребенном заживо. Но два последних рассказа для нас интереса не представляют.

Сочинение 1.

Если ученик спрашивает совет у учителя, тогда когда ему доверили написать самостоятельную картину, а он не понимает, что должен сделать, значит, он вообще не должен был браться за дело.

Сочинение 2.

Текст Н.Рериха «Старинный совет» мне понравился. Он поучительный. В нем идет речь об ученике Бенвенуто, который должен был написать картину «Поклонение волхвов». Юноша пришел к своему учителю за необходимым советом.
На мой взгляд, ученик талантлив. Он представляет себе то, что должен изобразить на картине: темную оливковую рощу, плащ Богородицы, головы воинов, сопровождающих царей, прекрасный пейзаж, шелковистые пряди шерсти на ягнятах.
Но не может художник не обладать уверенностью в себе. Он без учителя беспомощен. Следовательно, ему необходимо развивать в себе творческие способности или, как посоветовал ему Сано ди Пьетро уйти в сапожники.

Сочинение 3.

Текст о том, как ученик пришел к своему учителю-живописцу и спрашивал его совета о том, как писать картину, учитель не мог вложить ученику своего видения, поэтому отвечал, что писать нужно красиво. Так как сюжет заказанной картины был библейский, о поклонении волхвов младенцу Иисусу, это предполагало духовное видение художника, наверное, он это чувствовал и обращался к своему учителю за советом.  На самом деле он понимал, в чем истинная причина.
Когда учителю надоело наблюдать слабость и несостоятельность своего ученика, как художника, то он посоветовал оставить это занятие и найти другое ремесло, что и сделал ученик.

Сочинение 4.

Рассказ впечатляет мудростью и красотой. Как просто можно объяснить и показать человеку, что «талант работает, а гений - творит».
Прекрасный учитель сделал все правильно. Он не сотворил подобие своё, он захотел увидеть рождение индивидуальности, заставить раскрыться своего ученика и помочь ему насладиться своим открытием. Мудрость жизни не в том, чтобы увидеть и повторить, а в том, чтобы увидеть и сотворить.

Сочинение 5.

Человек часто живет в сомнениях, но приходится делать выбор. Выбор делаешь в зависимости от твоих идеалов, представлений, в зависимости от того, чем ты наполнен.  Бенвенуто, видимо, еще не наполнен ощущением мира в себе и себя в мире. В ученике еще нет внутренней своей критики, видимо от того,  что он долго находился под крылом учителя. Что значит, «красиво» ученик пытается понять мыслями учителя. Но пришло время понять себя как индивид, со своим отношением к миру. Возможно, Бенвенуто это удастся.

Сочинение 6.

Мне, как учителю, показалось, что эта притча о том, что мы должны научить детей, своих учеников каким-то обязательным программным требованиям, не подавляя при этом в них их индивидуальности. Мы должны развивать самостоятельность учеников, вырабатывать умения на основе знаний основ принимать собственные решения.
     Очень важно, чтобы наши ученики могли смело и творчески применять полученные знания для решения конкретных задач, которые поставит перед ними жизнь.
     Если мы не научим их этому, то на творческий труд они будут не способны, отчего могут быть несчастны.

Сочинение 7.

Ученик не смог понять своего учителя. Сделать работу как нужно, хорошо, красиво не для всех, кто будет видеть работу, а для себя самого. Ты пишешь картину так, как нравится тебе,  красками  какие тебе по душе и т. д.  Но в этой неуверенности ученика виноват и учитель, именно он, я думаю, не смог донести до ученика, что понятия «красиво», «хорошо», «как нужно» у всех разные и у всех правильные и ты, ученик, можешь с уверенностью рассказать лишь о своих.

Сочинение 8.

Ученик старательный (дотошный)
Приступая к такой работе ученик не осознал того, что он еще «не созрел» для этого.
А учитель может быть и прав. В таком деле помогать нельзя - на вкус и цвет товарища нет. Да и «доходить» надо самому.
Совет для всех времен.

Сочинение 9.

Тяжело объяснить человеку, что такое «красиво». Особенно, когда он не хочет думать и представлять сам. У каждого человека свое представление о красоте.

Сочинение 10.

История, рассказанная Н.Рерихом интересна и поучительна. После прочтения возникло множество вопросов, но не к автору, а к себе самой. Я попыталась понять, о чем эта история. В ней действуют два героя: Учитель и ученик. Сначала хотела написать и слово «ученик» с большой буквы, но передумала. Ведь он, обучаясь у прекрасного мастера, не понял главного: законов гармонии, по которым создается красота. А ведь Учитель много говорил об этом со своим учеником. Без понимания этих законов невозможно стать настоящим Учеником и уж тем более Творцом.
С другой стороны, вызвали недоумение слова Учителя. Его удивили вопросы ученика, но ведь они появились не сейчас. Наверняка он и раньше проявлял такую же неуверенность. Почему же он не почувствовал это? Теми ли методами и средствами он его учил?  Не просмотрел ли Учитель ту грань, за которой кончается школярство и начинается самостоятельный творческий полет? Не дойти до истины - то же самое, что перейти ее.
Так ли уж Велик Учитель? Эти вопросы я задаю себе, ставлю себя на место учителя и ученика и пытаюсь понять: «Почему?».

Сочинение 11.

В притче «Старинный совет» можно выделить три основные темы: каким должен быть учитель, каким должен быть ученик и как нужно вести процесс обучения.
Учитель показан в своеобразный момент - тогда, когда ученику нужно решиться на самостоятельную работу. Умение учителя не пойти «на поводу» у ученика и не решать за него задачи, требует от учителя определенного мужества и понимания ситуации.
Ученика можно охарактеризовать по-разному. С одной стороны, он неуверен, сомневается, с другой стороны, он чувствует огромную ответственность перед самой темой будущей  картины. Желание выполнить заказ как можно лучше положительно характеризует ученика, а его сомнения вызваны неумением согласовывать отдельные части и целое видение сюжета. В беседе с учителем, он это осознал.
Автор не заканчивает притчу, и читатель может сам решить, напишет Бенвенуто картину или пойдет в сапожники. Но по тем вопросам, которые задает ученик учителю, можно сказать, что ученик ярко представляет отдельные части картины, замысел его интересен. Значит, учитель не зря его обучал.
Сравните свои ответы с предлагаемыми. С чем Вы согласны, а что вызывает сомнение? Помогли ли Вам сочинения других авторов глубже постигнуть суть читаемого произведения?

К сочинению 1.

Резюме по тексту сочинения : Не берись за дело, когда не готов.
Вывод об авторе сочинения : Испытывает неуверенность в своих силах.
Какова аксиологическая направленность письменной речи (АНПР) писавшего? Желание устраниться, убежать, не делать, быть в сторонке, не на виду. Требуется защита от внешнего воздействия.

К сочинению 2.

Резюме по тексту сочинения : Ученик талантлив, но не уверен в себе.
Вывод об авторе сочинения : Спокойная уравновешенная вера в свои возможности.
Какова АНПР писавшего? Желание хорошо выполнить порученное задание.

К сочинению 3.

Резюме по тексту сочинения : о духовном видении художника.
Вывод об авторе сочинения : завышенные притязания.
Какова АНПР писавшего?  Показать видение текста в своем варианте, а не в том, что дано у автора.

К сочинению 4.

Резюме по тексту сочинения : мудрость жизни - в творчестве.
Вывод об авторе сочинения : оригинальность мышления, соответсвие тому, что пишет.
Какова АНПР писавшего? Восторженная передача захвативших мыслей.

К сочинению 5.

Резюме по тексту сочинения : понять себя как индивидуальность.
Вывод об авторе сочинения : поиск себя.
Какова АНПР писавшего? Положительная направленность в будущее.

К сочинению 6.

Резюме по тексту сочинения : счастье - в творческом труде.
Вывод об авторе сочинения : знает, как надо учить и каким быть учителем.
Какова АНПР писавшего?  Желание подтвердить свои мысли о жизни, найдя их в прочитанном тексте.

К сочинению 7.

Резюме по тексту сочинения: в неуверенности ученика виноват учитель.
Вывод об авторе сочинения:  не хватает уверенности в себе.
Какова АНПР писавшего? Зацикленность на себе, поиск себя.

К сочинению 8.

Резюме по тексту сочинения: ученик «не созрел»
Вывод об авторе сочинения: уверенность в себе.
Какова АНПР писавшего? Размышления о том, как надо учить.

К сочинению 9.

Резюме по тексту сочинения: о самостоятельности учеников.
Вывод об авторе сочинения: обида на учеников.
Какова АНПР писавшего?  Защита своей индивидуальности.

К сочинению 10.

Резюме по тексту сочинения: о необходимости понимания законов гармонии.
Вывод об авторе сочинения: большая открытость миру.
Какова АНПР писавшего? Желание дойти до истины.

К сочинению 11.

Резюме по тексту сочинения : об умении видеть целое и части в их единстве.
Вывод об авторе сочинения : уверенное ощущение, как надо поступать
Какова АНПР писавшего? Как можно полнее охватить основные темы текста.

Е. М. Плюснина, кандидат педагогических наук


Copyright 2007—2024 ЗАО "Эскорт-Центр СПб"
Разработка сайта: ЗАО "Кодекс"
Сайт работает по управлением "К:Сайт"