Поиск Форум
 
О проекте
Семейное чтение
Творческая мастерская
Работа экспертной комиссии
Поэты и писатели
Календарь событий
Литературное творчество школьников

Карта сайта

Творческая мастерская

Полный список материалов

Уроки ценностно-смысловой ориентации младших школьников



Уроки ценностно-смысловой ориентации младших школьников

                Судьба человека во многом зависит от  того, какие книги он читал в детстве. Это высказывание известно многим, но особое значение оно имеет для учителей начальных классов. Именно они вместе с родителями закладывают ту систему нравственных ценностей, на которой в дальнейшем строится жизнь человека.  
     Анализ ответов учащихся   и собеседования с ними после чтения показал, что неточные, а часто и неправильные ответы дети дают  не потому, что действительно так думают, а потому что смешивают или не знают точного,  истинного значения некоторых понятий:   «совесть»; «добро» и «зло»; «правда» и «неправда», чем они отличаются от «истины» и «лжи». Это создает трудности не только при ответах на вопросы после чтения текстов, но и в конкретных жизненных ситуациях. Об этом часто говорили родители на родительских собраниях, да и сами ребята. Я поняла, что прежде, чем читать и анализировать текст, необходимо уточнить имеющиеся у детей представления об этих понятиях. Так появились уроки-блоки:
«Что главное в человеке?»,
«Добро и зло»,
«Правда и неправда, истина  и ложь»,
«Человек и свеча. Человек-свеча».
«Человек - есть дробь…(Л.Н. Толстой)».
« Мир и без нас Велик» (автор - ученица).

На этих уроках присутствовали и родители. Продолжительность урока - 2часа.  Результаты обсуждались на родительских собраниях.

Урок №1
Тема:  Что главное в человеке?

Цели: поиск вечных истин,
           обогрев души ребенка,
 знакомство с внутренним миром ребенка, через
 вербализацию чувств и творческую деятельность,
           уточнение представлений о понятии «совесть»,
           совместная деятельность родителей, детей и учителя.
Оборудование:
У учащегося - лист белой бумаги, полоска белой бумаги,  фломастеры, рисунок предыдущего урока «Такие чувства живут в моей душе», Книги открытий (ученики ведут их все три года и записывают, зарисовывают в них самые важные свои открытия).
У учителя - название темы, написанное на листе  бумаги; карточки со словами «разум», «воля», «совесть»; демонстрация: опыт «Вулкан»,    материал для крепления полосок бумаги (скотч, липучка и т.д.)

Ход урока.

1.Актуализация опорных знаний.

           На уроках этики мы говорили о главных ценностях нашей жизни. Назовите их. ( Учащиеся перечисляют главные ценности). Представим себе, что у нас есть все из перечисленного: мы живы, здоровы, есть семья, Родина, мир на земле.

     Все для человека. И тогда возникают вопросы:  каким должен быть человек, чтобы сохранить все это? Что самое главное в человеке? Сегодня мы постараемся найти на них ответы.
2.Работа по теме урока. Учитель читает стихотворение.
Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
-Что главное, скажите в человеке?
-Конечно, разум - первый мне ответил.      (прикрепляю карточку)
С ним каждый путь и правилен и светел.
-Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: - Воля на пути,               (прикрепляю карточку)
Который  нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, заволновался третий.

Послушайте, что строго он ответил:

(пауза) Как вы думаете, что считал главным  в человеке третий мудрец? Учащиеся и родители записывают на полоске бумаги самое главное (по их мнению) качество и прикрепляют полоску к доске.
Коллективная работа
Читаем качества, которые посчитали главными, анализируем, сравниваем, находим совпадения. Интересно у кого они совпали, есть ли совпадения  в семье? Свертывание информации: убираем карточки с одинаковыми качествами, оставляя одну, слова-синонимы объединяем, таким образом на доске остается 5-6  качеств, а из них выбирается одно. Ответ сравниваем с ответом мудреца.
Да нет, не то, заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил:
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека - совесть!          (прикрепляю карточку)

3.Работа со словом «СОВЕСТЬ».
На листе белой бумаги ученики пишут слово «Совесть».
     Как вы думаете, что такое совесть? Ученики,  а потом и родители дают свои варианты ответов. Чтобы лучше узнать, что такое совесть, давайте, вслушаемся в слова, которые живут  в нем. Ученики и родители из букв данного слова составляют слова, записывают их на листе и устанавливают ассоциативные связи. Например: совет - совесть - это то, что находится внутри нас и дает нам советы; весть - совесть - это  то, что подает нам весточку: правильно мы поступаем или неправильно; сеть - то, что ловит все наши хорошие и плохие поступки; есть - совесть - это то, что есть у всех; свет =совесть -это свет внутри нас; вес - совесть - это то, что имеет вес (значимость): сос (sos) - то, что подает сигнал бедствия; вето - то, что накладывает запрет на плохие поступки; и т. д.
     А сейчас познакомимся с тем, как толкуют это слово ученые. Вы услышите три высказывания. Выберите то, которое понравится вам больше других (Читать нужно медленно, ставя логическое ударение. Между цитатами должны быть паузы, чтобы ученики и родители смогли осмыслить услышанное).

Ожегов С.И. (толковый словарь русского языка, с.605).

«Совесть - чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом».
Бердяев  Н.А. «Совесть - это то глубинное в человеке, что напрямую связывает его с Богом. Тот кто сверяет свои действия с совестью, чист не только перед собой, но и перед всеми, о таких людях говорят, что они живут по законам Божьим».
Даль В.И. (т.4, с.256) «Нравственное чутье в человеке, внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка. Способность распознать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла, невольная любовь к добру, истине».
Размышления учителя.
Я долго думала над тем, с какими высказываниями познакомить своих учеников. Можно было бы остановиться на одном, но как определить, какое из них понравится больше, ведь дети все разные и, наверняка, каждый выберет то, что ему ближе. Решила прочитать все три. Но можно и по-другому сделать: прочитать  не все, а лишь суть высказывания (подчеркнутое). Выбор за учителем.
     Прослушав высказывания, учащиеся  обсуждают их, выбирают наиболее понравившееся и понятное и записывают на листе.                                ( п е р е м е н а ) Пока дети отдыхают, мы с родителями обмениваемся впечатлениями, анализируем их ответы, расставляем акценты. Мои ученики выбрали высказывание В.И.Даля. Дальнейшая работа проводилась по этому высказыванию.
     Второй урок начался с повторения  цитаты В.И.Даля  и словарной работы.
Тайник - хранилище, тайное убежище.
Душа = внутренний мир человека.
Как в нас отзывается каждый поступок?
     Отвечая на этот вопрос, ученики приводят в качестве примеров конкретные жизненные ситуации и рассказывают, что они чувствовали. Мы убедились в том, что каждый поступок вызывает определенное чувство: хороший - радость, удовлетворение, спокойствие, по телу словно разливается тепло, а плохой поступок вызывает волнение, тревогу, стыд, человека бросает в  жар, он краснеет. Значит, у каждого из нас есть совесть и к ней надо прислушиваться.
4.Работа с рисунком предыдущего урока « Такие чувства живут в моей душе».
     Ученики рассматривают рисунок, выполненный на предыдущем уроке. Предлагаю им найти чувство «совесть» в своих рисунках. Ни на одном из рисунков его нет. (Информация родителям для размышления!)
     Давайте найдем место этому  чувству, которое тоже живет в вашей душе,  на ваших рисунках. Ученики  дорисовывают, подписывают.
     Чтобы накачать мышцы - нужна тренировка, чтобы научиться быстро читать или решать трудные примеры, тоже нужна тренировка, а как пробуждать и развивать в себе чувство совести?  Ученики приходят к выводу, что  нужно учиться говорить правду, признавать свои ошибки, уметь просить прощение, чтобы совесть не мучила.
Размышления учителя.
     Тема, затронутая на уроке чрезвычайно важна и трудна. Не все учащиеся имеют высокий уровень слуховой памяти, следовательно, многое из того, что говорилось на уроке, может  оказаться  неуслышанным, а, значит, и непонятым. Чтобы этого не произошло, я стараюсь задействовать не только слуховую, но и зрительную, и тактильную  память, а также пытаюсь воздействовать на эмоциональную сферу учащихся. В этом мне помогают  опыты. Идею эту мне предложила мама  одной из учениц. Она работает учителем химии. Мы попробовали и получили эффект, о котором даже не могли и мечтать. Именно опыт стал той самой  яркой, завершающей точкой, окончательно сформировавшей образ понятия «совесть».
5. Закрепление полученных знаний.
     Знаете ли вы, что происходит внутри у человека, когда он делает не то, что подсказывает ему совесть? Ученики, основываясь на собственном опыте, высказывают предположения. Учитель соглашается с ними, а потом говорит: «А, может быть, все происходит вот так?» (Демонстрация опыта)
     В фарфоровую чашечку горочкой насыпается вещество оранжевого цвета - бихромат аммония, оно похоже на светлые, чистые чувства людей. Ложь, зависть, злоба - невидимые, словно стеклянная палочка, раскаленная в огне страсти  (нагреваю ее на огне спиртовки), касаются нашей души (ставлю разогретую палочку вертикально в центр горочки, и как только начинается химическая реакция, палочку убираю) и превращают все светлое, радостное, чистое в пепел. Вместо маленькой горсточки порошка на столе лежит огромная гора пепла. Злоба и зависть переполняют нас, и мы выплескиваем все наружу: кричим, ссоримся, оскорбляем других людей.
ВЫБИРАЙТЕ САМИ, ЧТО ЛУЧШЕ:
Сказать правду - поступить по совести и сохранить чистоту души.
Соврать (может быть, никто и никогда не узнает о лжи), но в вашей душе останется это - (показываю на гору пепла) …
     Чтобы вы не забыли о чем мы говорили на уроке, давайте, выполним коллаж(1). Выполнив работу, учащиеся по желанию, рассказывают о ней, а затем помещают в Книгу открытий.
_________________________
(1) Коллаж -фр. наклеивание на основу различных материалов по цвету и фактуре)

     Благодарю Вас, мои маленькие мудрецы! Сегодня вы приоткрыли завесу над самым главным качеством человека, вы искали и открывали истины, над которыми  размышляют взрослые и не всегда находят ответы. Пусть годы не скроют от Вас мудрость, открывшуюся сегодня.

Урок №2
Тема: Правда и неправда.

 Цели: совместная работа семьи и школы по нравственному воспитанию учащихся;                                                   
осознание понятий  «правда» и  «неправда», «истина»  и «ложь»;
понимание их взаимосвязи и взаимодействия через собственное мироощущение;
развитие критичности мышления.  
Оборудование: у учителя - карточки со словами «правда», «неправда», «истина», «ложь», «горькая правда», «сладкая ложь»; пиала с растительным маслом, пиала с водой, две фигурки человека, выполненные из жести, на подставке, опутанные разноцветными нитками (нити, как различные чувства, которые живут в душе человека). У учащихся - листы белой бумаги, картон, клей, цветная бумага, ткань, грамзапись песни «Ты - человек» из кинофильма «Приключения  Электроника».

Ход урока.

1.Проблемная ситуация . Свет выключен, тихо, учащиеся и родители сидят за столами.
Учитель: -  Доброе утро. Посмотрите, как ярко светят лампы, бодрая музыка создает хорошее настроение, наверное, вы устали стоять … 
В классе раздается шепот, смех, ученики не понимают, что происходит.
Учитель: - Почему вы смотрите на меня с таким удивлением? Что случилось?
Учащиеся объясняют, что учитель сказал неправду: лампы не горят, музыка не звучит, и они не стоят, а сидят.
Учитель: - Слова мои вы запомнили, а можете ли вспомнить, что чувствовали, когда я говорила? (Интересно сравнить ответы мальчиков и девочек, родителей).
Вывод. И дети, и взрослые чувствовали примерно одно и тоже: удивление, волнение, неловкость, сомнение, возмущение, неудобство.

Учитель: - Почему было неловко вам, ведь неправду говорила я?
Учащиеся и родители объясняют, что с ними происходило.

Вывод. Мы испытываем чувство неловкости не только тогда, когда говорим неправду, но и когда слышим неправду от других. Чем ближе тебе человек, тем больнее и неприятнее.       

-Какие слова мне нужно сказать, чтобы они соответствовали действительности? (Учащиеся отвечают)
-Что еще можно сделать, чтобы слова были правдивыми?  (Нужно выполнить определенные действия: включить свет, музыку, и т.д.)

-Что вы чувствовали, когда говорили правду? (облегчение, удовлетворение, радость).
-Кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? (о правде и о лжи).
     Доска разделена на две половины. В центре одной прикрепляю табличку « ПРАВДА», а в центре другой «НЕПРАВДА».
-Подберите синонимы к этим словам.  Под ними прикрепляю таблички «ИСТИНА» и «ЛОЖЬ». Коллективно составляются кластеры.
Смысл слова                                                   Антоним слова
ПРАВДА НЕПРАВДА
 
  ИСТИНА  ЛОЖЬ

Для чего люди                                               Что бывает  

говорят правду?                                              за правду?  
     После составления кластера, начинается работа по плану, Учащиеся обсуждают в группах вопросы, дают коллективный ответ, а учитель записывает его на доску. Привожу ответы учащихся:
1.Смысл слова . Правда - то, что соответствует действительности; согласие слова и дела; то, что точно, верно, подлинно.
2. Для чего люди говорят правду ?  Для того чтобы восстановить справедливость, очистить совесть, чтобы похвалили, иногда говорить правду выгодно.
- Что значит «горькая правда»?
-Всегда ли нужно говорить правду?
Чтение и обсуждение рассказа В.А. Сухомлинского «Правда бывает хуже неправды» (можно выбрать любой другой рассказ, соответствующий теме).
-Как понимаете выражение «чистая правда», «полуправда»?
3.Что бывает за то, что сказал правду ? Могут наказать, отругать, ударить, лишают удовольствий, могут похвалить за то, что признался, могут посадить в тюрьму, ничего не бывает.
     Особо нужно остановиться на последнем высказывании: ничего не бывает. Представьте себе: вы совершили что-то плохое, долго мучились: признаться или нет? Наконец, набрались храбрости и сказали правду, а вам говорят: «Ну и хорошо». И все. Никто не оценил вашего мужества. Как быть?
     Вопрос непростой для младших школьников. Много самых разных мнений высказали ребята, но, в конце концов, мы решили, что правду говорим не для других, а для  очищения собственной совести. Эту мысль очень важно подчеркнуть для учащихся.  
4. Антоним слова: неправда, ложь.
5.  Новое, неизвестное, необходимое (ННН).
     -Скажите, пожалуйста, чем  «правда» отличается от «истины»?
Этот вопрос оказался очень трудным для моих учащихся, однако, уяснить разницу им было необходимо, ведь именно незнание этого
становилось причиной многих конфликтов.  Помочь нам должен был отрывок из сказки Григория Остера  « Зарядка для хвоста»:
- Я принял решение! - сказал удав. - Я решил измерить свой рост.
-Измерить свой рост? - восхитилась мартышка. - Какое прекрасное, какое замечательное решение! Как же ты будешь измерять свой рост?
-Честно говоря, - признался удав, - я не знаю ни одного способа. Все они, эти способы, мне неизвестны.
Вдруг появился слоненок и спросил:
-Что тут у вас случилось?
-Меня меряем,- объяснил удав, - только не знаем как.
-Когда не знаешь как,- задумчиво сказал слоненок, -  нужно  у кого-нибудь спросить.
Мартышка очень внимательно посмотрела на слоненка и предложила:
-Давай у тебя спросим.
-У меня? - смутился слоненок. - У меня лучше не надо. Давайте лучше спросим у попугая.
-Давайте! - вдруг закричал попугай, откуда ни возьмись появляясь перед друзьями. - Давайте спросим у меня. Спрашивайте!
-Как меня измерить? - спросил удав.
-Сейчас,  удав,  я измерю твой рост в попугаях.
-Очень надо! -обиделся удав. -Я  не стану глотать столько попугаев.
-Зачем же глотать! Во-первых, глотать никого не надо, а во-вторых,  и одного попугая хватит. Меня.
Попугай наступил удаву на хвост и пошел по удаву от хвоста к голове. Дойдя до головы,  попугай  спрыгнул на землю и сообщил удаву:
-Твой рост будет ровно тридцать восемь попугаев! Вот какой у тебя рост!
-Ух, ты! - восхитился удав. - Тридцать восемь!
-А чем еще можно измерить рост? - спросила попугая мартышка.
-Всем! - сказал попугай.
Мартышка подскочила к удаву и стала по нему кувыркаться.
-Пять мартышек! - объявил попугай.
-А теперь давайте… слоненками! - предложил слоненок.
Слоненок встал возле хвоста удава, сделал два шага и оказался возле головы удава.
-Два слоненка! - объявил попугай.
Ура! - прошептал счастливый удав. Спасибо вам, друзья!

Беседа после чтения.

-Каким важным делом были заняты герои?
-Чему оказался равен вес удава?
38 попугаев
5 мартышек
2 слоненка
- Герои дали разные ответы. Кто из них  прав, а кто неправ? Учащиеся в группах обсуждают  и приходят к выводу, что правы все трое, каждый  по - своему.
Учитель: - Не зря в народе говорят, что у каждого своя правда, а истина одна для всех. Как  узнать истинный рост удава? Учащиеся вспоминают, что длину измеряют в метрах.
Вывод. Правда - это то, что соответствует действительности,
              Истина - то, что точно, верно, подлинно.
Что мы должны знать о неправде? Составляем  кластер.
Смысл слова                                       Антоним слова
                                       НЕПРАВДА
                                           ЛОЖЬ
    Почему люди                                      Что бывает
    говорят неправду?                              за ложь?
     Учащиеся обсуждают в группах каждый вопрос, а затем дают коллективный ответ. Учитель записывает на доску.  Ответы были такие:
1.Смысл слова . Неправда - это то, что не соответствует действительности, дело противное совести.
2.Почему люди говорят неправду, лгут?  Боятся наказания, страшно, по привычке, не хотят расстраивать близких людей грустными известиями, из трусости.
3.Что бывает за ложь ? Могут наказать, бьют, не замечают, ничего не бывает, не разговаривают со лжецом - бойкот, могут поблагодарить.
Учащиеся сравнивают  этот пункт с таким же в кластере «Правда» и приходят к выводу, что и за правду, и за ложь наказание бывает одинаковым,  Каждый выбирает для себя сам, как поступать.
4.Антоним слова: правда, истина.
5.Новое,  неизвестное,  необходимое (ННН).
-Чем неправда отличается от лжи?
-Что значит «сладкая» ложь?
-Как вы понимаете выражение «святая» ложь?
Вывод. Неправда - это то, что не соответствует действительности.
              Ложь - это намеренное искажение действительности.
     Почему мы говорим о правде и о лжи, а не только о правде или лжи? (Они взаимосвязаны, проверяются друг другом)

Демонстрация опыта.

     На столе стоят две фигурки человека, опутанные нитками. Давайте представим, что происходит с нами, когда внутри вспыхивает злоба, зависть…
     Зажигаю спичку и подношу к фигуркам. Нитки (их должно быть много) вспыхивают.
     Правда, как вода, холодная, прозрачная, обжигающая, неприятная,но она гасит пламя. Обливаю водой первую фигурку, и пламя гаснет. Фигурка лишь слегка обожжена.
     Ложь - сладкая, приятная, скользкая, как масло, лишь разжигает сильнее. Обливаю вторую фигурку маслом, и пламя вспыхивает сильнее. Фигурка пылает, как факел.
     Один из моих самых «трудных» учеников выкрикнул: «А как погасить?»
     «Решайте сами!» - таков был мой ответ.
     В классе стояла тишина, на столе догорали нитки на фигурке человека. Ученики и родители молчали, они думали…
     После паузы я продолжила урок.
Правда, как вода, гасит пламя внутри.
Ложь - как масло, разжигает пламя сильнее.
     Пусть об этом вам будут напоминать ваши творческие работы. Ученики в группах выполняют коллаж  «Правда  и ложь», а затем рассказывают всем, что изобразили. Работы вкладываются в Книги открытий.
     Учитель обращается к классу:
-Как поступать - выбирай сам, ведь ты - человек…
Звучит песня «Ты - человек»:
«Куда подует ветер - туда и облака.
По руслу протекает послушная река,
Но ты - человек, ты и сильный и смелый,
Своими руками судьбу свою делай.
Иди против ветра, на месте не стой,
Пойми, не бывает дороги простой».

Урок №3
Тема: Добро и зло.

Цели: уточнение представлений о добре и зле;
осознание их взаимосвязи;
стимулирование к нравственному    самопознанию;
формирование критического отношения к собственным    поступкам;
формирование диалектического подхода к видению мира.

Ход урока.

1.Вызов.
     Проблемная ситуация.
     Это случилось летом, Я стояла на балконе пятого этажа и смотрела, как внизу на дороге играл котенок. Он был совсем маленьким. День был теплым, улица пустынной. И котенок гонял по ней бумажку,  На душе было весело и спокойно. Я засмотрелась и не заметила, как из-за угла появилась группа мальчишек. Они громко разговаривали и вдруг увидели котенка. Мальчики окружили малыша…        (пауза)
-Как вы думаете, что было дальше?
     Ученики высказывают предположения.  (У моих учеников они были очень грустными, счастливого финала не предвидел никто; наверное, наша жизнь научила их этому)
     Но у этого рассказа был совсем иной конец. Мальчики не обидели котенка. Они поиграли с ним, погладили и ушли. У меня словно камень с души свалился. Стало легко.
-Как вы думаете, какие черты характера проявились у ребят? (доброта, воспитанность, и т. д.)
-Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
     Вывешиваю на доске карточки «Добро» и «Зло». Почему две? Опыт прошлого урока подсказал учащимся, что рассматривать нужно в сравнении.
2.Осмысление.
-Что такое добро?   Что такое зло?
Ученики объясняют, а затем мы сравниваем их ответы со словарем.
С.И.Ожегов.  Добро - все положительное, хорошее, полезное.
  Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
     Зло - нечто дурное, вредное.
     Злоба - чувство раздражения.
-Что делает человека добрым? Учащиеся обсуждают в группах, а затем дают коллективный ответ. Учитель записывает на доску.
-Что делает человека злым? После обсуждения и эти ответы появляются на доске. В результате запись выглядит так:
  ДОБРО                                                 ЗЛО
сострадание                                          зависть
жалость                                                 жадность
терпение                                                ненависть
любовь                                                   эгоизм
забота                                                     безответственность
дружба                                                   трусость
ласка                                                       лень
жизненный опыт                 чувство досады, вызван-
                                              ное успехом другого
…Ученики приходят к выводу, что добро способствует рождению дружбы, а зло вырабатывает  чувство стадности. Не даром ведь хулиганы всегда ходят группами, пристают к людям, а останется кто-нибудь  один - становится тише воды, ниже травы.
-Что произойдет, если мы будем развивать в себе добрые качества? (уменьшим зло) Добро стирает зло.
     Вспомните, что говорит народная мудрость о добре и зле?
 (уч-ся приводят пословицы и поговорки)                                                                                        
     В каких литературных произведениях сталкиваются добро и зло?
Учащиеся приводят примеры.
Учитель:

- В сказках добро всегда побеждает, а зло всегда наказано. А в жизни?  «Люди, совершившие зло, не всегда бывают наказаны. Судьба избавляет их от наказания, но никому не удается избавиться от страха. Поэтому, даже скрывшийся до конца не верит, что спасся. Совесть не дает покоя. Природа заменяет пытку - страхом. И еще не известно, что хуже.

- А почему?  В нас вложено отвращение ко всему дурному» (Сенека).
3 Рефлексия .
Мини - сочинение «Я хочу  сказать свое слово о …».
Учащиеся  и их родители по желанию читают сочинения.
Урок окончен. Звучит музыка « Если добрый ты…» (песня кота Леопольда)

Разышления после уроков.

     Темы, обсуждаемые на уроках, настолько важны, что не оставляют равнодушными ни детей, ни родителей. Долго обсуждаются ответы, снова и снова возникают споры. Не всегда однозначно воспринимается тот или иной вывод. Я этого не боюсь. Родители - мои добрые помощники, заинтересованные в том, чтобы их дети выросли настоящими людьми. Всегда очень внимательно прислушиваюсь к их высказываниям. Некоторые  из них хочу привести в этом пособии, а также приложить те материалы, которые они принесли мне после уроков. Надеюсь, что они помогут Вам, уважаемые коллеги, при проведении Ваших уроков.

Отзыв после урока «Правда и ложь».

     Одну из мам взволновало обсуждение выражения «святая ложь».
     Накануне я размышляла о целесообразности включения его в урок, но потом решила оставить, ведь народная мудрость хранит это выражение, оно не забыто, значит,  важно и ценно. Дети тоже его приняли и объяснили, но мама считала иначе. Вот что  она пишет: «Осталось впечатление, что лгать, говорить неправду иногда можно. «Ложь святая» или ложь во спасение, или оправдание НЕ СУЩЕСТВУЕТ.  Само это словосочетание кощунственно. Ложь, если укоренится, может проявляться совершенно беззастенчиво, открыто, становясь второй природой человека, маской, приросшей к его лицу.
      Ложь незаметно закрадывается в душу человека с детских лет. Часто, не желая кого-то видеть, мы просим близких сказать пришедшему, что нас нет дома. Вместо прямого отказа от участия в каком-либо деле, мы притворяемся больными, занятыми другими делами. Такая  «бытовая ложь», кажущиеся невинными преувеличения, шутки, основанные на обмане, постоянно помогают человеку ради собственной выгоды идти на сделки с совестью.
     Ложь необходимо искоренять самым решительным образом.

Третьякова И.В., учитель Царскосельской гимназии искусств
им. Анны Ахматововй


Copyright 2007—2024 ЗАО "Эскорт-Центр СПб"
Разработка сайта: ЗАО "Кодекс"
Сайт работает по управлением "К:Сайт"