Творчески работающие учителя понимают, что успех всего дальнейшего обучения детей, зависит от того, как они овладеют речью: хорошее знание языка - ключ к успеху в изучении всех предметов школьного курса.
Много приходится работать учителям начальной школы над развитием речи учащихся. Известно, что устная речь - скоротечная речь. То, что говоришь за одну минуту - письменно излагаешь десять-двенадцать минут. В силу того, письменная речь трудна для ребёнка, да и для взрослого. Письменная речь 8-10 летнего ребёнка похожа на устную речь 2-3 летнего ребёнка.
Наша задача воспитывать полноценного читателя, способного наслаждаться красотой и яркостью художественного образа, постигать глубину художественного образа. И чтобы научить маленького читателя проникать "в ткань" художественного произведения, мало вооружить его теоретическими знаниями (особенности жанров, средств выразительности и т.д.), необходимо, чтобы эти знания перешли в практические навыки, нужно развивать дар слова. И только уроки развивающего литературного чтения в полной мере способствуют воспитанию эстетически развитого читателя, способного к пониманию художественной литературы, читателя, который может получать непосредственное эмоциональное наслаждение прочитанным , оценивать прочитанное с разных сторон и точек зрения (точки зрения автора, читателя, рассказчика, героев произведения).
Изучив книгу Г. Н. Кудиной и З. Н. Новлянской, "Литература, как предмет эстетического цикла” (методические разработки, первый класс. М: Центр альтернативной педагогики искусства, 1990-304 с.), которая представляет собой методические разработки занятий с детьми по специальной программе. Я стала приобщать ребенка к
чтению и пониманию художественной литературы через собственное литературное творчество и читательское сотворчество. Для этого школьники входят в роли “автора” и “читателя-критика". Эта книга послужила той стартовой площадкой, оттолкнувшись от которой, я стараюсь воспитывать творческого читателя, создающего свою целостную картину мира, способного к самостоятельной оценке произведения.
Опыт убедил в том, что научить детей писать сочинения правильно и красиво- большой и кропотливый труд. Только повседневная работа над усвоением нового литературного языка на всех уроках дает положительные результаты. Ведь каждый ребёнок познаёт окружающий мир, своих сверстников, учителей и родителей по-своему. Сейчас у меня первый класс. В класс приходят дети с разным уровнем жизненного опыта и готовностью к чтению, т.е. читающие и начинающие читать. Читающие дети из той семьи, где стало традицией чтение родителями и детьми книг вслух, совместное обсуждение и переживание. К сожалению, таких детей пока меньшинство. И, тем не менее, я хочу, чтобы мои воспитанники стали умными, любознательными, сообразительными. Надо воспитывать, одухотворять, вдохновлять их ум красотой слова, мысли. Поэтому с первых дней пребывания ребёнка в школе надо заботиться о содержании детских высказываний, об их правильности и логической последовательности, учить построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным построением мыслей (вначале работа над деформированным предложением, текстом, затем составление предложений и написание сочинений).
Уже на уроках обучения грамоте надо стремиться показать детям красоту родного края, его мелодичность, музыкальность, яркость. С этой целью использую на уроках пословицы и поговорки, загадки и стихи. Ведь именно в них так кратко, но ярко выражена мысль. Использование пословиц, поговорок, загадок позволяет создать на уроке эмоциональный настрой, дети лучше чувствуют богатство языка, его выразительную силу.
А несколько лет назад мне посчастливилось посетить курсы по развивающему обучению, которые возглавляла действительный член Петровской Академии Искусств, профессор, доктор филологических наук Л. Н. Засорина. Настольными стали книги по развивающему чтению, " Навыки громкого чтения”. В уроки русского языка стала включать мини-сочинения. Начали писать мини-сочинения ещё в первом полугодии. Задавала тему и несколько опорных слов. Вот так выглядела шкала уровней скорости письма при написании мини-сочинений на конец 1 полугодия:
Первый уровень - низкий: 1-2 слова в минуту - 8 чел.- 38%
Второй уровень - средний:3-4 слова в минуту- 13чел.- 62%
Третий уровень - высокий: 5 и более слов в минуту- ------------------
2 полугодие:
Первый уровень - низкий 1-2 слова в минуту- ----------------------
Второй уровень - средний 3-4 слова в минуту- 18 чел.-82%
Третий уровень - высокий 5 и более слов в минуту -4 чел.-18%
Сравнив результаты по скорости письма в динамике, видно, что у первоклассников значительно повысилась скорость письма при систематической работе (мини-сочинения провожу 1 раз в 10 дней).
Заметим, что учащиеся 1 класса уже могут выразить свои мысли от 3-4 сл./мин.. Таким образом, первоклассники овладели не только графическими навыками начертания букв, но и скоростью, а впереди еще 2 года обучения в начальной школе, и с уверенностью можно сказать, что медленный темп письма и чтения не станет главным препятствием для моих учеников при переходе в 5 класс.
Для маленьких авторов (1 класс) выбираю темы, связанные с впечатлениями и наблюдениями за окружающей их жизнью ("Моя семья", "Моя мама", "На перемене…”).
Это способствует тому, что у пишущего сочинение ученика появляются мысли, чувства, которые он стремится передать в своей работе. Вот несколько сочинений на разные темы моих бывших первоклассников.
23.02.98. "Мой папа".(19 слов, 4 слова в минуту)
«Мой папа очень хороший. Я его очень люблю. Он мне всё может купить. Папа научил меня кататься на велосипеде». Дроздов Рома
20.03.98 "Мои каникулы"(20 слов, 4 слова в минуту)
«Я люблю, когда наступают каникулы. На каникулах я уезжаю в деревню. Там играю и катаюсь с дедушкой на машине». Смирнов Юра
10.03.98 "Моя семья" (10 минут, 55 слов, 5 слов в минуту)
«У меня в семье - восемь человек. Мы живём дружно. Но у нас сломался кран и плохо умываться, потому что летят брызги в разные стороны. У нас есть цветной телевизор и у нас большая комната. Мама спит на диване, а я на кроватке своей маленькой. Мою маму зовут Алла Борисовна, а папу зовут Иван Иванович, а тетю - Ира». Жеромский Д.
"Моя мама" (6 минут, 35 слов, 6 слов в минуту)
«Моя мама хорошая, ласковая, добрая. Я ей помогаю мыть посуду, мести пол, ходить в магазин. Она водит меня в школу. Мама работает в детском мире. Она приходит домой усталая. Я ей подогреваю поесть суп». Румянцева Ксения
Дети очень любят писать мини- сочинения. С каждой новой работой увеличивается длина текста и скорость написания.
Чтобы научить детей видеть природу, обращать внимание на, казалось бы, привычные явления, изменения в природе (не только на снегопад, листопад, но и на то, какое сегодня небо, какие сегодня деревья),
полезно предлагать детям понаблюдать утром и вечером за небом, за повадками птиц и записать о том, что особенно поразило, что больше всего запомнилось. Выполняя такие задания, многие учащиеся, прежде не обращавшие внимания на окружающее, начинают внимательно вглядываться в мир. А затем анализировать предложение, учиться оценивать, исправлять ошибки, такая работа будет полезной. И дети станут справляться с сочинениями, которые будут писать на основе своих наблюдений.
Позднее, со второго класса, начинаем пробовать писать сочинения на основе своего воображения, фантазии. Так изучаем сказки, и я предлагаю сочинить сказку, используя при этом свои знания об особенностях этого жанра. Вначале задание вызывало недоумение, даже страх, заранее считали, что не справятся, недоумевали и родители. Потом мне показали первые сказки (это было домашним заданием), я прочла их в слух, а потом сказки написали все. Кому было трудно, можно было дописать дома с помощью родителей. Постепенно эта сочинительская работа становилась детям в радость, и они не могли дождаться урока, на котором бы мы творили, выступали в роли автора-публициста. И среди множества работ было не мало весьма интересных, а то и хороших. Многие работы порадовали глубиной и нестандартностью образов. Темы сочинений были различны. Начиная с уже избитых "Моя школа", "Мой дом”, "Что я чувствую, когда слышу слово каникулы", до, на первый взгляд, не понятных даже абсурдных: "Моя снежинка", "Моя осень", "Чьими глазами", "Воспоминания старой обуви", "Воспоминания мебели", "Разговор овощей", “Если бы у меня было ожерелье с четырьмя лучами” и т. д. (Смотри приложение).
Темы сочинений предлагают даже сами дети. Отметки за грамотность в первом-втором классе не ставлю, т.к. дети, опасаясь сделать много ошибок в построении предложений, в написании трудных, редко употребляемых в данном возрасте слов, строят короткие простые предложения, употребляя избитые слова, выражения. Анализ детских работ провожу на следующем уроке. Они ждут с нетерпением, не боясь получить плохую оценку. Анализируя, подчёркиваю достоинства каждой работы, читаю лучшие отрывки из сочинений. Учу самих детей оценивать работы с тем, чтобы в будущем не повторять ошибки. "Все работы удачные, - повторяю я, но эти лучше всех, и вот почему..." (далее следует разъяснение).
Над такими творческими заданиями работают все учащиеся. Интерес к ним проявляют даже те, кто учится, как говорится, без особого рвения, кого считают "троечниками”. Выполняя такие работы, они, порой, приоткрываются с неожиданной, даже для родителей, стороны. А успех, как известно, окрыляет, вселяет веру в свои силы, желание учиться, работать и творить.
Прирождённый талант к сочинительству у единиц, задатки - у большинства. Если задатки не развивать, сами они, не попав на благоприятную почву, не взойду. К сожалению, ученики способные, одарённые часто остаются у нас, учителей, вне поля зрения, если мы не ставим на первое место развитие ребёнка, работая «по старинке». А развитие задатков сочинительства надо начинать как можно раньше, иначе со временем стереотипы стирают индивидуальность.
Приложение
.
Гайко Мария 9 лет.
Почему я не отвечаю на уроках.
Я не отвечаю на уроках потому, что иногда мне не хочется.
Особенно мне не хочется отвечать на уроках природоведения. В понедельники я тоже не в духе. На математике я очень хочу ответить, потому что это мой любимый предмет. Иногда мне просто не хочется отвечать, а бывают случаи, что я чего- либо не знаю. В среду всегда хочу ответить, но меня редко спрашивают. Я очень люблю отвечать.
Первый снег.
Я очень люблю снег, особенно первый. Зима- это моя любимая пора года.
Я сама выглянула в окно. Особенно радовалась я когда шла домой. Какой пушистый, белый снег. Вечером мы пошли на улицу и играли в снежки. Я вообще очень люблю зиму.
Но больше всего мне зима нравится с разноцветным украшением осени. Это мне подсказал вчерашний день. Да, я люблю зиму.
Аристов Илья. 10 лет.
Моя мечта под Новый год.
Моя мечта, чтобы ко мне прилетел настоящий Дед Мороз. Он бы рассказал, как он живет. Мы бы с мамой устроили пир на целый мир. Он бы мне подарил что-нибудь. Может быть, меня Дед Мороз возьмет к себе домой. Я бы посмотрел сказочных эльфов. Наверное, подарил мне большую детскую энциклопедию. Мы бы с эльфами поиграли в снежки, слепили снеговика. Дед Мороз бы меня научил делать игрушки. Вот моя мечта под Новый год.
Если бы у меня было бы ожерелье с четырьмя лучами.
На уроке чтения мы прочитали рассказ "Ожерелье с четырьмя лучами". Мне этот рассказ очень понравился.
Если бы у меня было ожерелье, я бы в первую очередь направила луч на мою прабабушку, чтобы у нее не болела нога и рука.
У моей мамы очень много проблем по случаю того, что умер ее папа. Я бы направила второй луч на маму, чтобы эти проблемы не так трудно решались. Третий луч- на другую бабушку, чтобы у нее не гноился и не болел большой палец на ноге. А четвертый луч оставила бы, вдруг у кого-то еще будут неприятности.
Вильчинская Алина 10лет
Моя снежинка.
Один раз я вышла во двор и увидела, что с неба падает очень большая и красивая снежинка. И мне захотелось, чтобы эта снежинка разговаривала и никогда не таяла. И вдруг снежинка спросила мое имя. Я очень удивилась, что она говорит. Но все равно сказала, что меня зовут Юля. Потом она сама сказала, как ее зовут. А ее зовут Аня. Еще Аня мне рассказала, что никогда не тает!
С тех пор снежинка стала жить у нас в доме. Я никогда не верила, что мечты сбываются. Но после встречи со снежинкой я верю, что у всех мечты сбудутся.
Ашихмина Юлия . 10 лет.
Сочинение
От чего может болеть сердце.
Сердце может болеть у мамы, когда я ей грублю или не хочу ничего делать. Сердце может болеть и у бабушки, когда ее внук или внучка не помогают ей хлопотать по дому, а грубят и наотрез отказываются помогать. Еще сердце может болеть оттого, что сын приходит домой весь побитый. Сердце может болеть и у папы, и у тети, и у дяди, и у всех, у всех людей по разным причинам, и, к сожалению, причин очень много.
Если бы у меня было ожерелье с четырьмя лучами…
На уроке чтения мы прочитали сказку о девочке, которая была больна и выздоровела. Солнце ей подарило ожерелье с четырьмя лучами. Она направила лучи на своих родственников, сделав их счастливыми, и сама выздоровела. Эта сказка похожа на быль.
Если бы солнце подарило мне ожерелье с четырьмя лучами, я бы их направила на несчастных людей. В доме, в котором я живу, живет один старик. Он очень добрый, ветеран Великой Отечественной войны, но он не может ходить. Первый луч я бы направила на него. В соседнем доме живет мальчик инвалид, с ним никто не играет. Второй луч я бы направила на этого мальчика. А в другом подъезде живет старая бабушка, которая ничего не слышит. Третий луч я бы подарила ей. В моем доме в соседнем подъезде живет девочка. Она живет с пьющим отцом, а мамы у нее нет. Четвертый луч я бы направила на отца, что бы он перестал пить. Ну, вот все лучи кончились, за то я сделала четырех человек счастливыми. Как это хорошо!
Смирнова Мария. 9 лет,11 05 06.
Сочинение
Почему я не отвечаю на уроках?
Я не отвечаю на уроках, потому что иногда забываю, а иногда не учу. Конечно, бывает и так, что ты себя плохо чувствуешь или у тебя какая-нибудь неприятность. Бывает, когда тебя спрашивают, ты можешь растеряться и не ответить. Еще я не отвечаю на уроках потому, что я отвлекаюсь. И когда меня спрашивают, я не отвечаю.
Ашихмина Юлия. 8 лет. 03.10.05.
Сочинение
Первый снег.
Вчера утром выпал первый снег! Мы с ребятами подошли к окну и долго, почти всю перемену, наблюдали, как падают на землю красивые снежинки.
Вообще- то, моя самая любимая пора года - это лето, но и лето может надоесть. Нужно что-нибудь другое. И вот выпал снег. Я так обрадовалась.
Я пришла домой сделала все уроки и пошла гулять с подружками. Мы играли в снежки.
Мне очень нравиться зима!
Ашихмина Юлия
9 лет 27.10.05.
Моя снежинка.
Моя снежинка очень добрая и хорошая. Ее зовут Аринка. Она любит в большой мороз садиться детям на щеки и красить их в красный цвет. Аринка
часто рисует красивые узоры на окнах. Ариночка у меня волшебная, когда я беру ее на руки, она превращается в капельку воды. А когда я отпускаю Арину в форточку, она взлетает в небо и там снова превращается в снежинку.
Я очень люблю мою Ариночку.
Гаврилова Наташа. 9 лет. 19 01 05.
Почему я не отвечаю на уроке?
Я не отвечаю на уроке только иногда, потому что бывают сложные вопросы. Когда вопросы несложные, я отвечаю с удовольствием. Еще бывают дни, когда мне даже говорить ничего не хочется, а иногда даже так хочется, что не остановиться.
Селезнева Мария, 8 лет, 07 09.05.
Проступок.
Мы всей семьей отдыхали в деревне. Однажды я проснулся, а мамы не оказалось дома. Я подошел к окну и стал открывать его. Открыл окно с помощью ножа, вылез на улицу и закрыл окно. Так я гулял несколько дней, но маме ничего не говорил. Маме рассказали соседи, что я гуляю по двору. Мне стало стыдно, я извинился и признался маме, что я гулял так пять дней.
Федулов Павел 9 лет 15. 03. 05.
Мысли старой обуви.
Ох! Ох! Ох! Я резиновый сапог. Я помогаю людям. Без меня нельзя выйти на улицу в дождливую погоду. Но я уже очень старый. Еще одна осень и резина моя треснет, начнет протекать, и меня выкинут на помойку.
А как хорош я был, когда меня и моего брата-близнеца принесли из магазина. Мы были ярко-красные, блестящие, с красивыми рисунками на голенище и подошве. Как радовалась моя хозяйка! Она сразу же надела нас и пошла гулять. Она мерила нами глубину всех луж, ходила по грязи, и ноги у нее всегда были сухими и чистыми. Каждый вечер нас мыли, сушили и вытирали мягкой тряпочкой. Мы долго служили нашей хозяйке верой и правдой. А теперь мы стали старыми и некрасивыми. Про нас забыли, бросили в мешок с другой старой обувью. Теперь хозяйка одевает нас в лес в самую плохую погоду.
Ох! Ох! Дни мои сочтены. Ах, как жаль! Как хотел бы я еще послу жить моей хозяйке.
Пусенко Саша. 10 лет.
Что я чувствую, когда слышу слово “каникулы”?
Когда произносят слово “каникулы”, я чувствую свободу, радость и грусть. Грусть. Потому что мне не хочется расставаться с учительницей и моими одноклассниками.
Летом я уеду к бабушке на дачу, буду помогать ей поливать и полоть грядки. А когда приедет мама, мы с ней пойдем на канал купаться и загорать. Буду играть с моей подружкой, ее зовут Даша Толстых. Буду наблюдать за природой, как она развивается. Каникулы закончатся, я уеду в город и пойду в третий класс, в свою любимую школу.
Янсон Л.В., учитель начальных классов школы 530 Пушкинского района СПб