Поиск Форум
 
О проекте
Семейное чтение
Творческая мастерская
Работа экспертной комиссии
Поэты и писатели
Календарь событий
Литературное творчество школьников

Карта сайта

Творческая мастерская

Полный список материалов

Организационные формы работы с текстами по технологии развивающего чтения

Организационные формы работы с текстами
по технологии развивающего чтения

     Название различных форм работы с текстами происходит от тех главных целей и задач, которые будут решаться с их помощью. Разнообразие этих форм поможет учителю подвести детей к пониманию того, как учиться вычитывать подтекст. Владея всем многообразием такой работы, учитель сможет легче осуществлять индивидуальные подходы к ученикам, которые испытывают трудности смыслового восприятия текста.
     I этап - 1. Контрольно-рефлексивное чтение.
     Цель - осознание учеником своих возможностей при чтении, а также развитие самооценки чтения.
     Проводится по технологии развивающего чтения [49]
     1) Самостоятельное чтение текста с фиксацией времени.
     2) Письменные ответы на вопросы к тексту, которые читает учитель.
     3) Обсуждение содержания текста
     4) Выставление детьми самооценки
     5) Проверка учителем правильности ответов и выставленной самооценки
     II этап - 2. Самообучающее чтение
     Цель : Развивать познавательную мотивацию, учить осуществлять самоанализ чтения
     1) Самостоятельное чтение текста с фиксацией времени.
     2) Ученик читает вопросы к тексту и письменно отвечает на них
     3) Ставит себе баллы за ответы, предполагая, насколько полно он ответил
     4) Сверяет свои ответы, читая текст еще раз, пытается выяснить, почему не удалось ответить (вспомнить).
     5) Вносит поправки в выставленные баллы за полный ответ.
     6) Записывает результаты в итоговую таблицу
     7) Рассчитывает скорость чтения. (самостоятельно или с помощью взрослого)
     8) Отвечает на вопросы по самоанализу.
     9) Делает выводы для дальнейшей работы, записывая в итоговую таблицу пункты, которые надо выполнить.
     III этап - 3. Глубинно-смысловое чтение.
     Цель : как можно глубже понять подтекст произведения.
     Проводится в третьем или четвертом классе начальной школы, а также в старших классах (подробнее см. 6).
     Последовательность проведения.
     1) Самостоятельное чтение текста без фиксации времени.
     2) Написание минисочинения-рассуждения о своих впечатлениях о прочитанном.
     3) Составление семантического пространства глубинных смыслов (сначала в подгруппах, а затем коллективно).

Варианты коррекционного чтения

     1. Показательно-обучающее чтение.
     Такая форма работы предлагается ученикам, которые вычерпывают информацию на 10% и менее (фактически имеют «механическое» чтение - чтение без понимания).
     Цель : показать способ фиксирования внимания на основных моментах текста.
     Последовательность проведения.
     1) Вопросы к тексту написаны на доске или лежат у каждого ученика на столе.
     2) Перед чтением текста учитель зачитывает вопросы к тексту.
     3) Учитель читает текст по абзацам, дети отвечают на вопросы.
     2. Подсказывающее чтение.
     Такая форма работы предлагается ученикам, у которых понимание подтекста не получается, которые умеют вычерпывать информацию на 30% и менее.
     Цель : помочь ученикам зафиксировать внимание на основных моментах текста.
     Последовательность проведения.
     1) Учитель зачитывает вопросы к тексту.
     2) Самостоятельное чтение текста с фиксацией времени.
     3) Письменные ответы на вопросы к тексту.
     4) Обсуждение содержания текста
     3. Чтение с предварительным размышлением.
     Цель : развитие письменной речи (чтение и письмо), помощь детям в нахождении главной темы произведения по аналогии.
     Последовательность проведения.
     1) Написание минисочинения-рассуждения на тему, близкую к теме текста.
     2) Самостоятельное чтение текста с фиксацией времени.
     3) Письменные ответы на вопросы к тексту.
     4) Сравнение минисочинений и содержания текста
     4. Чтение сложных текстов (с одновременным осмыслением).
     Используется при чтении трудных текстов достаточно большого объема. Можно эту форму работы применять на уроках природоведения и других уроках гуманитарного цикла.
     Цель : совместное обсуждение содержания текста в процессе чтения (по абзацам или частям текста).
     Последовательность проведения.
     1) Учитель читает часть текста.
     2) Дети в подгруппах каждый в своих тетрадях записывают главную мысль абзаца, затем обсуждают и выбирают лучший вариант.
     3) Затем учитель читает следующую часть текста и так до конца текста.
     4) Далее дети зачитывают по группам лучшие варианты своих ответов. Происходит коллективное обсуждение, уточнение. Самый лучший вариант выписывается на доску. Так составляется коллективный план произведения и на его основе дети формулируют ответ на главный вопрос произведения.
     5. Чтение учебной литературы с квалиметрическими заданиями самоучета.
     Используется в старших классах на всех уроках, кроме литературы, при чтении материалов учебника.
     Цель : Продолжать обучать осмысленному, вдумчивому чтению учебного материала.
     1) Выбирается небольшой отрывок из изучаемого параграфа (не более чем пол-страницы), к нему составляется 4 вопроса и каждому вопросу присваивается 10 баллов.
     2) Самостоятельное чтение таких отрывков сначала происходит без фиксации времени, затем под контролем времени.
     3) Письменные ответы на вопросы к тексту, которые читает учитель.
     4) Обсуждение содержания текста
     5) Выставление детьми самооценки
     6) Проверка учителем правильности ответов и выставленной самооценки

Е. М. Плюснина, кандидат педагогических наук

     

Copyright 2007—2022 ЗАО "Эскорт-Центр СПб"
Разработка сайта: ЗАО "Кодекс"
Сайт работает по управлением "К:Сайт"