Поиск Форум
 
О проекте
Семейное чтение
Творческая мастерская
Работа экспертной комиссии
Поэты и писатели
Календарь событий
Литературное творчество школьников

Карта сайта

Творческая мастерская

Полный список материалов

Урок внеклассного чтения «Поэтический мир Галины Гампер» Автор И. В. Третьякова

Стихи Галины Гампер

* * *

- У меня большая воля! -
Говорит Андрею Коля.
- Ну и пусть, а мне зато
Купили новое пальто.

* * *

Нас дома
Трое.
Мы ходим
Строем,
Мы ходим
Строем,
Мы крепость
Строим.
У нас есть пушки
И пистолеты.
Мы научились
Хранить секреты.
И дисциплину
Мы соблюдаем,
И суп, и кашу
Мы доедаем.

* * *

Уходит мама
в магазин,
Я остаюсь
совсем один.
Вот остров,
а кругом вода.
Я бурей
выброшен сюда.
Но я живу,
не хнычу,
Хожу, ищу
добычу.
Грызу кокосовый
орех.
Зимой ношу
звериный мех.
Зеленкой мажу
шрамы,
И не боюсь
без мамы.

* * *

Ворона ходит
не спеша.
Она и вправду
хороша.
Она не суетится,
как маленькая
птица,
как маленькая
птица
снегирь или синица.

Лекция Кости Лебединского

Уважаемые псы и собаки,
Вы не ввязывайтесь в ссоры и драки.
А растите-ка вы лучше щеночков -
Своих милых дочерей и сыночков.
Подавайте им бульоны и сливки,
Не таскайте малышей за загривки,
Как какие-нибудь дикие волки,
У которых не подстрижены челки.

Осень (Маме)

На лесные продрогшие склоны,
Презирая дожди и слякоть,
Вышел клен, вышел рыжий клоун
В самый раз, когда надо плакать.
Он так ловко от солнца зажмурился,
Притворился таким повесой.
Неудобно нам стало хмуриться
Или просто сделалось весело?
Он прошел колесом оранжевым,
Он нам листья швырнул на счастье.
И не поняли мы ни разу,
Что ведь вышел-то он прощаться.

Ель

Я лягу под топор - я перееду в город.
На табурет, на трон, как Мономах.
И будут ныть отрубленные корни,
И буду я в шарах, как в орденах.
Но торжество продлится две недели,
И вынесут скелет под ровный шум.
А там, в лесу, мятущиеся ели
Мою судьбу воспримут, как триумф.

Старуха

Смешная панама,
Ввалившийся рот.
Старуха упряма -
Лишь локоть снует.
Кончает этюд.
Отгоняет мальчишек.
Назавтра опять
Приезжает и пишет.
А дома запрячет
Под шкаф, разогнется,
О чем-то поплачет,
Потом улыбнется.
Поставит будильник,
Укутает спину:
«Ах, как бы к утру
Не опала осина…».
А груды этюдов
В пыли, точно в байке.
Отсюда их вынесут
Вместе с хозяйкой.
Была она «Wunder»,
Давали ей грамоты…
И в двадцать писала
И бойко, и грамотно…
И в тридцать этюды,
А там уж и проседь.
А может быть, стоило
Попросту бросить?
А может быть, лучше
Сестрой, счетоводом?..
Да, пруд надо кончить,
Покуда погода.
И вроде выходит…
И снова, и снова,
Как пьяная бродит
У края лесного.
Будильник впивается
В спящее ухо.
Кряхтя, на этюды
Уходит старуха.

* * *

Я снова к вам, стихи, стихи,
Моя кочующая пристань.
Как эти заводи тихи…
Как эти чайки голосисты…
Деревни - гнезда там, вдали,
Уже едва-едва маячат…
И только бакен на мели
Качается и ждет удачи…
А мы на юг, а мы на юг!
Нас в шлюзы опускает кто-то,
И стены скользкие встают,
И открываются ворота.
И снова день, и снова день,
Тугой и ветреный, как парус.
А там еще одна ступень -
И море, море, море сразу!
Нам лунный серпик до зари.
И поворот - до вдохновенья…
И Жигули, и Жигули…
Движенье, вечное движенье!

* * *

Это хата наша просто
Или старая ладья?
Ветер с норда, ветер с оста
И девятый вал дождя.
Хорошо под одеялом
В зыбком трюме задремать
И взаправду парус алый
За туманом увидать.
Забирает круче стужа.
То ли радость, то ли страх…
Может, берег и не нужен,
Может, лучше на волнах?

Конспект урока

     Цель: воспитание поэтического вкуса на основе развития творческого воображения и ассоциативного мышления.
     Задачи:
     - исследование поэтического мира Г. Гампер (на доступном для младших школьников уровне);
     - оказание помощи учащимся в понимании происходящего в мире ее стихов, помочь увидеть, услышать, почувствовать и осмыслить этот мир;
     - формирование мировосприятия и миропонимания школьников посредством изучения творчества Г. Гампер;
     - изучение выразительности языка художественного произведения;
     - обогащение словарного запаса.
     Оборудование: подборка стихотворений Г. Гампер (каждое напечатано на отдельном листе) - один комплект на группу, альбомный лист формата А4 (лист 1, стр. 1 - чистый; лист 1 стр. 2 - см. Приложение 1, ручки и фломастеры.
     Технология: педагогическая мастерская.
     Форма организации урока: система малых групп + «репетитор».
     Преобладающий метод: проблемно-поисковый + диалогичеcкий.
     Время: 2 часа.
     Ход урока:
     I. Актуализация знаний, выделение проблемы.
     Учитель:
     - В одной из своих публикаций В. Солоухин рассказал о случае, произошедшем с европейскими туристами в Японии: их привезли на поляну, с которой хорошо видна гора Фудзияма, и оставили там на несколько часов. Не выдержав, туристы возроптали: «Мы приехали Японию смотреть, а не сидеть без дела на одном месте» … (пауза)
     - Представьте, что вы тоже находились в этой группе. Что бы вы сказали? Как бы поступили? (Учащиеся высказывают свои мнения.)
     - А теперь послушаем, что было дальше.
     Японцы, вежливо возразив, показали программу, в которой было написано: « С 9 утра до 11.30 - любование».
     Так вот - любование! В этом весь секрет постижения красоты. (Сопоставить с ответами учащихся.)
     Как это созвучно тому, что говорил Н. Рыленков о русской природе:
     «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться…
     Здесь вслушаться нужно, чтоб в душу созвучья нахлынули дружно».
     Поэты и писатели умеют заметить и почувствовать то, на что не хватает времени у обычного человека.
     II. Погружение в поэтический мир поэта.
     1. Давайте попробуем увидеть мир, описанный поэтессой Галиной Гампер. Может быть, и нам откроется что-то заветное, ранее невиданное.
     Перед вами лежит чистый белый лист. Он сохранит ваши открытия.
     Напишите в центре - Галина Гампер.
     Знакома ли вам эта поэтесса? Какие стихи знаете?
     Галина Гампер - наша современница. Она живет в Санкт-Петербурге, возглавляет литературное творческое объединение.
     Внимательно, не торопясь, читайте стихотворения. Постарайтесь представить происходящее в мире ее стихов, услышать и почувствовать.
     Слова и фразы, которые вам особенно понравятся, привлекут внимание, заставят затрепетать сердечко, выпишите на лист, а незнакомые слова запишите в тетрадь. Если почувствуете цвет слова, то напишите его фломастером.
     Индивидуальная работа.
     Учащиеся читают стихи, передавая по кругу тексты. Выписывают понравившееся.
     Совет: Не привносить опережающие вопросы, задания. Довериться произведению.
     2. Беседа по проверке первичного восприятия. Выявление эмоциональной окраски стихотворений.
     - Что особенно запомнилось?
     - Чем Л Ю Б О В А Л И С Ь?
     - Какое настроение было во время чтения? Объясните, почему?
     (Если учащиеся испытывают трудности, можно предложить словарь настроений; см. Приложение 2.)
     Какие же они - стихи Галины Гампер?
     Вывод: Они и веселые («У меня большая воля…»), и грустные («Старуха», «Ель»), романтические («Я снова к вам, стихи, стихи..»), добрые - посвящены маме, задумчивые, наполнены светлой грустью («Осень»), поучительные («Лекция Кости Лебединского», «Нас дома трое….»).
     - Какие цвета живут в стихах? В каких словах? (Ответы учащихся.)
     3. Марафон листов. Работа в группах.
     Учащиеся обмениваются листами, читают, отмечают совпадения.
     4. Какие слова или выражения были непонятны?
     Словарная работа (уточняется значение только тех слов, которые называют ученики, если все слова понятны, остановиться на фразах из стихотворений).
     Пристань - место на берегу, оборудованное для причала судов.
     Кочевать - передвигаться с одного места на другое.
     Как понимаете: Стихи - моя кочующая пристань.
     Заводь - небольшой залив в реке или озере с замедленным течением.
     Бакен - укрепленный на якоре плавучий знак для обозначения глубоких мест и мелей.
     Шлюзы - сооружение на реке, канале для пропуска судов при разном уровне воды на пути их следования, состоящее из камеры с воротами.
     Жигули - живописная горная цепь на правом берегу Волги.
     Локоть снует - торопливо двигается туда и сюда.
     Этюд - рисунок, выполненный с натуры.
     Байка - мягкая ворсистая хлопчатобумажная ткань.
     Wunder (сокр.) от wunderkind - гениальный ребенок (авторская концепция).
     Хата - дом.
     Ветер с норда - северный ветер.
     Ветер с оста - восточный ветер.
     Зыбкий трюм - трюм, легко приходящий в колебание, неустойчивое состояние.
     Повеса - проказник, бездельник.
     Продрогнуть - озябнуть сильно, до дрожи.
     Как понимаете: Продрогшие склоны?
     Мономах - царь.
     Мятущиеся ели
     Триумф - торжество, блестящий успех.
     5. Определение поэтических особенностей творчества.
     Из выписанных слов и фраз выберите 3 характерные для художественного мира поэтессы. Учащиеся переворачивают лист и вписывают слова в солнышко (см. Приложение 3).
     Обобщение.
     I Вариант. Фронтально (если число групп невелико). Читает каждый учащийся.
     II Вариант. Работа в группах. Читают друг другу, обсуждают, выбирают наиболее точный вариант, представляют классу.
     - Почему, читая одни и те же тексты, выписали разное? (особенности восприятия, каждый выбрал то, что ближе и созвучнее ему).
     6. Определение тематики произведений. Коллективная творческая работа.
     О чем пишет Галина Гампер? Учащиеся записывают ответы на лучах, подтверждая строками из стихотворений (см. Приложение 1.)
     - о детстве;
     - о творчестве;
     - о природе;
     - о доброте и красоте мира;
     - об одиночестве.
     7. Какие средства художественной выразительности использовала поэтесса? Учащиеся называют, подтверждая строками из стихотворений.
     Эпитеты: зыбкий трюм и др.
     Сравнения: в шарах, как в орденах; в пыли точно в байке; и др.
     Олицетворения: клен - вышел, прищурился, притворился повесой; и т. д.
     Метафоры: серпик (лунный), мятущиеся ели, деревни-гнезда и т. д.
     8. Переход к одному стихотворению.
     Учащиеся выбирают одно самое понравившееся стихотворение.
     I Вариант. Если класс маленький, то каждый работает над произведением индивидуально.
     II Вариант. Если класс большой, то дети работают в группах, объединившись с теми учащимися, которые выбрали одинаковое стихотворение.
     Задание (см. Приложение 1. Солнышко):

·      Выразительно прочитать стихотворение друг другу.

· Выбрать лучшую интонацию, темп.

· Определить вид рифмовки (парная, перекрестная, охватная).

· Определить стихотворный размер (хорей, ямб).

· Назвать средства художественной выразительности.

· Определить тему (воспользоваться опорным конспектом).
     9. Минутка поэтических удовольствий.
     Выразительное чтение стихотворений или отрывков перед классом, ответы на вопросы задания.
     10. Обобщение.
     Поэзия - кратчайший путь от сердца к сердцу. Каждое из прочитанных стихотворений - откровение поэтессы. Оно рождает ощущение сопричастности окружающему. Ее поэтический мир многогранен. Каждый поэт мечтает, что читатель сумеет увидеть и почувствовать то, что открылось ему.
     Творческая работа.
     I Вариант.
     Стихи о стихах.
     Описать стихами поэтический мир Г. Гампер, используя опорные слова (см. Приложение 1. Солнышко).
     II Вариант.
     Проза (миниатюра, эссе): «Я открыла …» или «Такие похожие и такие разные».
     III Вариант.
     Что должен сделать читатель, чтобы мир открыл ему свои секреты?
     Попробуйте, используя глаголы, описать его действия.
     Пример: Приглядись!
     Прислушайся!
     Почувствуй!
     Задумайся! (над чем?)
     Полюбуйся!
     Окунись!
     Выбери! (что?)
     Пойди! (куда?)
     Направь себя! (куда?)
     (чтение по желанию)
     Вывод: Сквозь все стихи Галины Гампер просматривается еще одна тема - тема любви к миру.
     (Словарь . Любовь - чувство самоотверженной, сердечной привязанности.)
     Она проходит сквозь все описанные жизненные этапы: детство, юность, зрелость, старость. И каждая деталь, даже простая серая ворона, достойна восхищения. (Учащиеся записывают новую тему на луче солнышка - см. Приложение 1. Солнышко.)
     III. Рефлексия.
     Проанализируйте вслух свое состояние на каждом этапе урока (комфортно, некомфортно, когда стало интересно, что-то раздражало, когда хотелось работать, когда не хотелось).

Приложение 1. Солнышко


Приложение 2. Словарь настроений

     Светлое, светлое, но с грустинкой; тревожное, спокойное, грустное, печальное, тихое, мечтательное, ожидание, нетерпение, переживание, неспокойное, бурное, неуютное, беспокойное, хмурое, нудное, яростное, радостное ожидание, любование, доброе, теплое, шутливое, шаловливое, ленивое, радостное, робкая надежда, восторг, упоение, восхищение, таинственное, скрытное, волшебное, праздничное, веселое, загадочное, боязливое, жуткое, нетерпеливое, приятное, очаровательное, счастливое, удивительное, бодрое, нежное, озорное, веселое, спокойное, сонное, уютное, заботливое, светлая печаль.

Приложение 3. Ключевые слова и фразы

Движенье, вечное движенье…
И поворот - до вдохновенья…
Мою судьбу воспримут, как триумф.

Стихи - моя кочующая пристань…
У меня большая воля!
Не суетится, как маленькая птица.

У меня большая воля…
О чем-то поплачет, потом улыбнется…
Мою судьбу воспримут, как триумф.

То ли радость, то ли страх…
Вдохновенье…
Движенье…

Большая воля…
Парус алый за туманом увидать…
Он нам листья швырнул на счастье!

Вечное движенье!
Но я живу, не хнычу!
У меня большая воля!

Бродит у края лесного…
У меня большая воля!
И суп, и кашу мы доедаем!

Вышел клен, вышел рыжий клоун…
И буду я в шарах, как в орденах.
Может, лучше на волнах?

Не ввязывайтесь в ссоры и драки.
И будут ныть отрубленные корни…
Стоило бросить?

     
     

Copyright 2007—2017 ЗАО "Эскорт-Центр СПб"
Разработка сайта: ЗАО "Кодекс"
Сайт работает по управлением "К:Сайт"