В состав нашей экспертной комиссии входят поэтесса Галина Сергеевна Гампер, кандидат филологических наук, доцент Тамара Николаевна Румянцева, проректор по учебной работе СПбГУКИ, профессор Борис Исидорович Рашрагович и кандидат филологических наук, доцент Ирина Исаевна Басс.
Экспертиза детского творчества, как и любого творчества вообще, требует разработки критериев оценки. С точки зрения экспертной комиссии для учащихся данной возрастной группы такими критериями могут быть развитость воображения, фантазии и наблюдательности.
Я не буду повторять списком все темы, которые были предложены для детского творчества. Но отмечу, что все школы смогли настроить детей на художественное раскрытие этих тем. И мы Вам за это благодарны.
Первое, на что мне хотелось бы обратить внимание, есть темы, которые особенно взволновали детей:
Бьет баклуши старый ворон.
Сиротливый пенек у дороги,
Я будильник под подушку спрячу,
Мой любимы мультик.
Но есть и темы, которые, с точки зрения экспертной комиссии, не нашли отклика в детских сердцах:
Любимый уголок Петербурга,
Берез и елей хороводы,
Передо мной пароход.
Мы решили, что процесс отбора школьников-лауреатов может быть следующим.
Школы выбирают и награждают лучшего ученика.
Экспертная комиссия также отбирает и награждает лучших по тем темам, по которым дети представили лучшие произведения.
И, как выяснилось, у каждого члена экспертной комиссии есть свои любимые авторы, за творческим развитием которых они следят.
Есть любимые авторы и у руководителя проекта, и у ведущей творческой мастерской. В связи с этим мы решили ввести еще одну дополнительную номинацию «Особое мнение».
Главное, чтобы в текстах школьников были образы не вычитанные из других стихов, рассказов, сказок, а придуманные, увиденные самими юными авторами. Наблюдательность и фантазия - основа творчества. Если ребенок видит, а соответственно и пишет, что снег белый, трава и деревья зеленые, небо голубое, вороны каркают, собаки лают, кошки мяукают, что праздники бывают веселыми, а уроки трудными, значит он не только не видит, но и не мыслит самостоятельно. Но и в таком случае крест на творчестве юного автора ставить рано. И глаз, и ухо, и воображение необходимо развивать. Во многом это зависит от взрослого окружения. Нужно обращать внимание детей на особенности привычных знакомых предметов или событий.
Показываем ребенку яблоко. Какое оно? Ведь не просто круглое и красно-зеленое. На нем могут быть вмятины, вкрапления других цветов - желтого, оранжевого… Да и вообще оно может быть вовсе и не круглое, сходящее как бы на конус. Если очень внимательно посмотреть вокруг, то в деревьях и траве разглядишь массу оттенков, а уж о небе и говорить нечего. Как славно пофантазировать на тему облаков, туч, это же целые города и миры!
А если не фантазировать, то о любимом уголке Петербурга (это одна из заданных тем) можно и так написать: «Мой любимый уголок - это мой район Невский. В нашем районе очень красиво и спокойно», или стихами: «Мне нравится крейсер Аврора, что гордо стоит над Невой».
А теперь процитирую строки, отмеченные мною плюсом.
Дима Павлеко, 1-г класс, школа № 332,
В зоопарке, в том самом, - увидите сами
Звери птицы живые: с хвостами, с усами
Бегать умеют они и летать,
Ползать и плавать…
Кусать и хватать…
Звери - мохнатые,
Птицы - пернатые.
По теме «Любимый уголок Петербурга» дети особенно часто пишут об Эрмитаже и Летнем саде. Удачи здесь, к сожалению, реки, восхищения юных поэтов банальны, этот мир ими не освоен. Гораздо живее, искреннее, пусть и не совсем складно, но свое, прожитое (Саша Андреев, 2-б класс, школа № 332):
В Артиллерийском музее бываю я часто,
Военные вещи люблю я смотреть.
Я знаю, как воевали наши солдаты,
С каким оружием шли они в бой.
Все заданные темы, кроме двух - «Приключения золотого кораблика» и «Места о будущей профессии», освоены школьниками с таким тщанием, на которые не рассчитывал их задававший. Неожиданным кажется обилие стихов, написанных на такую абстрактную для детей тему как «Бьет баклуши старый ворон» (первая заданная строка). В какие только обстоятельства ни ставят авторы старого ворона! И чаще жалеют его, порой подшучивают над ним.
Несколько примеров:
Бьет баклуши старый ворон
Вот уже не первый день,
Вдруг его сестра ворона
Села рядом на плетень.
Говорит ему: «Послушай!
Полетели-ка со мной,
Ты ж, наверно, хочешь кушать?
Знаю место я одно».
………….
Я, конечно же, голодный,
Только кушать тоже лень!
Марина Тупицына, 3-а класс, школа № 332
Бет баклуши старый ворон,
Его домик разворован.
Делать нечего ему.
Почему? Да потому!
Евдокия Коптева, 11 лет,
Царскосельская школа искусств имени А. Ахматовой
Порой в забавные и грустные сюжетные придумки врываются трагические строки,
Он просто ждал своей кончины,
Не позабыть мне той картины:
Бьет баклуши старый ворон…
Таисия Харкина, 9 лет,
Царскосельская школа искусств имени А. Ахматовой
Тема будильника, спрятанного на ночь под подушку, оказалась актуальной. Для большинства авторов он, т. Е будильник - неизбежное зло, с которым приходится мириться в основном под контролем родителей. Ярким примером служит стихотворение Виталия Гурына (4-г класс, школа № 332). Особенно запоминается «Чудо-бабушка», которая, громко шаркая по коридору, входит в комнату к внуку и со словами: «С добрым утром, мой любимый», безжалостно зажигает свет. Умение создать запоминающийся образ непросто и всегда похвально.
А вот у Бубновского Валентина (9 лет, Детская художественная школа № 17) отношения с будильником складываются иначе:
…Друг будильник, разбуди скорей!
Не хочу проспать судьбы конфеты.
В одно не очень длинное стихотворение Валентин умещает события целого дня, а день выдался чрезвычайно интересный, насыщенный множеством событий. Из всего прочитанного хочу выделить это стихотворение как одно из лучших.
«Сиротливый пенек у дороги» тоже пробудил вдохновение у многих ребят, особенно из школ № 330, 332, 311 и Царскосельской гимназии искусств. Почти всем пене представляется почему-то раскидистой в прошлом березой. Только одна Аня Сказнева (2-а класс, школа № 332) увидела прошлое пенька иначе, высокий каштан укрывал от жары людей и зверей:
Весной его свечи так ярко горели,
Вдохновляя художников на акварели.
Каштан состарился и его спилили, а семена, разлетевшись, проросли, и вот:
Аллею каштанов в том парке ты встретишь,
И будто все шепчут, листвой шелестя,
Про старый каштан, что родился не зря.
Все сочинители так или иначе жалеют одинокий пенек: у пенька замерзли ноги, у пенька замерзли руки, он с грустью смотрит на проходящих мимо (в рваных кедах, в ботинках ли строгих), он ниже всех, но зато на него может присесть и отдохнуть усталый путник.
Немало интересных находок дали стихи и на другие темы: «Мой любимый мультик», свободная тема, «Берез и елей хороводы».
Выбор мультиков небогат, но наглядно умение осмыслить одни и те же сюжеты по-своему, найти свой поворот, свою изюминку.
«Том и Джерри» - Алексей Зозуля:
Хочет кот поймать мышонка,
Раздавить как лягушонка,
А мышонок все просек
И от кошки наутек.
Иван Носарев, 4-а класс, школа № 332:
Джерри Тома подставляет,
Спать ему всегда мешает,
То грохочет, то гремит,
Сыр ворует и скрипит.
Ярослава Павлова, 1-б класс, школа № 530
Пятачок и Вини-Пух
Посетили Кролика.
Вини-Пух сказал: «Ух!»,
Выйдя из-за столика.
Это, по-моему, одно из лучших стихотворений по этой теме.
Иногда стихотворение в две строки гораздо интереснее длинного описательного, конечно, если описания неоригинально по замыслу.
Рауль Гулуев, 1-б класс, школа № 332
Берез и елей хороводы -
Дружат разные народы.
Вообще стихи на тему «Берез и елей хороводы», в основном не удались. То же могу сказать и о теме «Передо мной пароход». Могу выделить из прочитанных только Сашу Суслова (1-а класс, школа № 332), который продолжает «дежурные» строчки описанием этого города, где каюты, как собственные дома, длинный коридор, как многолюдный Невский, а буфеты - магазины.
Над этими темами работала исключительно школа № 332.
Очень оживляют стихи, иногда употребляемые детьми сленговые словечки, а порой и собственные придумки.
Например: «сфоткал зайца на бегу» (Анастасия Кочурина), или «этот недомышечек к Тому убежал» (Мария Журавлева, 3-а класс, школа № 330).
В прозе - рассказах, дети нередко морализуют, поучают, осуждают своих сверстников, можно сказать, ябедничают на своих товарищей:
«Один раз Петя Лжецов (ученик) разбил окно в школе и свалил всю вину на своего друга Вову» (Евгений Федоров, 11 лет, гимназия № 196).
«В нашем доме жил мальчик Вася. Он не любил делать уроки, помогать родителям и друзьям, а любил валяться на диване, гулять на улице» (Никита Путытин, 4-а класс, гимназия № 196).
Интереснее оказались сказки. Например, «Сказка о вещах», Жила-была тучка», «Мой смешной хомячок», «Чика», «Жизнь жуков», «Моя снежинка»…
Особенно запомнился маленький, зелененький инопланетянин по имени Марсик, ставший другом автора (Настя Кочурина, 2-в класс, гимназия - 196).
Меня порадовало и удивило, что ни в одном из детских текстов нет таких популярных сейчас монстров, потусторонних существ, злых, пугающих, отвратительных. Случайность ли это? А может и правда светлая фантазия начинает вытеснять из детских душ мрак?
Галина Сергеевна Гампер, член союза писателей Санкт-Петербурга