Поиск Форум
 
О проекте
Семейное чтение
Творческая мастерская
Работа экспертной комиссии
Поэты и писатели
Календарь событий
Литературное творчество школьников

Карта сайта

Работа экспертной комиссии

Полный список материалов

А. Д. Степанов. Продолжение обзора "Однозвучных слов"


     Не ожидал, что 330-я школа так активно включится в работу по моему заданию. Поэтому поспешил сделать разбор первых работ. Теперь присоединяю новые впечатления к прежним.

Блиц-разбор по заданию «Однозвучные Слова»

     Я так изумлён выполнением моего задания по однозвучным словам, что могу выразиться лишь в стихах.
     Игра в словечки - пила та же:
     В стремленье к звукам, к алым, бурым,
     Поэт как в высшем пилотаже
     Всех восхищает каламбуром.
     Ребята, вы легко овладели каламбурными рифмами: так они называются по точному совпадению звуков в последнем слове (или словах) стихотворных строчек.
     Знаете, поэт Владимир Маяковский каламбурил даже о вашем славном городе:
     Милкой мне в подарок бурка
     И носки подарены.
     Мчит Юденич с Петербурга,
     Как наскипидаренный.
     Ну, понятно, что вы ещё не знаете, кто такой Юденич (в старших классах узнаете), а вот игрой слов Маяковский очень увлекался. А я вернусь к сочинялкам из 330-й школы. Я в восторге!
     Замечательно поиграли созвучными словами «луг-лук» и «фасоль-фа-соль» Катя Королёва, «пенал-пинал» - Саша Белоглазова   «со сна-сосна» - Серёжа Турыгин и Аня Булычёва. А как замечательно «переплела» «Толю» с «Де Толли» и «Коле-к Оле» Маша Карасёва - просто конфетка!
     Великолепные созвучия подобрали для своих стихов Вика Усманова: «под дождём-подождём», Ира Глонти (фамилия тоже очень необычно звучащая!): «по калачу-поколочу», Артём Татоян: «забор-за бор», Маша Данченко: «груздь-грусть»+
     Правда, эти ребята рифмовали только две строчки из четырёх. Да и эти рифмы были уже многажды использованы поэтами (в том числе и мной). А вот Вика Сергеева изящно, точно и полно «озвучила» омонимами (омонимы - слова, совпадающие по звучанию или написанию, но различные по смыслу) все перекрёстные строчки четверостиший. Ну, может быть, не совсем точное созвучие в рифмах «подушкУ-под ушкО»+А, в общем, прекрасно, и я зря придираюсь!
     Виктория Сергеева, 4 класс, школа   330
     Мы пошли на дикий луг,
     Он находится у дачи.
     Чтоб собрать там дикий лук,
     Пожелали нам удачи.
     Мама дала мне подушку,
     Я пошёл с ней к Оле.
     Она не положила под ушко,
     А отдала её Коле.
     Карина Асеева «поиграла» похожими именами и сумела соединить почти несовместимые однозвучные слова: «Саней- с Аней» и «смехом-с мехом».
     Точно подобрал созвучия Серёжа Егоров: «подряд-под ряд» и «навес-на вес»
     А Лена Бибикова, как и в прошлый раз, порадовала «внутренней» рифмовкой, так называемой, аллитерацией, когда одинаковые звуки повторяются внутри стихотворной строчки: «СЕЛА ЛЕНА НА поЛЕНО» - чудесная игра звуков+ А вот в обычной рифмовке (в конце двух первых строк) до точного созвучия слова не довела.
     И вот что радует: вы не только изящно рифмуете, но и вкладываете в содержание сочинялки определённый смысл. И тут я должен вам немножко раскрыть своё понимание настоящей поэзии. Да, конечно, форма (техника письма - рифма, ритм, грамматика) стихов имеет для неё весьма важное значение. Но ведь есть стихи без рифм, даже со «сломанной» ритмикой и даже (о, ужас, учителя-словесники, терпите!) с нарушениями грамматики русского языка! Ещё важнее для поэзии - художественные достоинства, образы: метафоры, сравнения и т.д. То есть красота выражения (фантастические заморочки!). Да вот яркий первый попавшийся на глаза пример у Маши Данченко: Олени+ думают во снах». Красиво же сказано, хотя нереальная придумка: вряд ли да ещё во снах думают олени вообще, а о Лене, тем более. Но ведь это так поэтично! И ещё: вся эта красота была бы всего лишь праздной забавой, кабы стихи не наполнялись какими-то умными мыслями (учёные это условие поэзии называют философским образом сочинения). И тут, естественно, не все даже взрослые сочинители дотягивают до совершенства: многих слишком увлекает, захлёстывает внешняя сторона творческого процесса, и тогда мы наблюдаем стихи-пустышки, как бывает, иногда невкусные конфетки в красочной обёртке. Такие стихи «обзывают» мета-метафоричными. Когда за прекрасными рифмами и яркими художественными завитушками не докопаться до смысла, не понять, что же хотел сказать любопытному читателю автор, к чему зовёт, что одобряет, что критикует. Не буду приводить такие примеры красивых пустышек в ваших упражнениях, а вот добрый образец покажу. У Даниила Хмелевского в стихах рифмы-каламбуры слегка «засорены» лишними звуками: «Толик-Столик», «рост-Прост», «взвод-завод» (зато как точно: «земле Ника-земляника»!). Зато какой высокий и добрый смысл заложен в четверостишия! Толик МАСТЕРИЛ столик! А «ушлому» Серёже хочется всё знать!
     Вот поэтому я хочу на первое место из всех сочинений отдать ему, Даниилу Хмелевскому - ха полноту поэтического мышления! Т в подарок «Именной каламбур»:
     Даниил и папин «Ил»
     На отлично с Даниилом
     Мы экзамен сдали,
     Вместе с папой сдан и «Илом» -
     Прилетел он с дали+
     И Вике Сергеевой я дарю такую потешку (не взыщите строго, потому что сочинял экспромтом в автобусе на пути из школы, где тоже занимаюсь с сочиняшками):
     Вика и ежевика
     Полез в ежевику,
     И там вижу Вику:
     Поранилась шипом -
     Кровавый ушиб.
     В голосе с шипом
     Угроза: «У, шип!»+
     Спасибо, ребятки. Своими стихами вдохновляете и меня!
     А ещё благодарю коллег-учителей из 330-й школы, так чутко занимающихся творчеством детей! А что же другие школы?
     Ваш дедушка Степаныч. Тольятти. 29.04.08.

Copyright 2007—2022 ЗАО "Эскорт-Центр СПб"
Разработка сайта: ЗАО "Кодекс"
Сайт работает по управлением "К:Сайт"