Поиск Форум
 
О проекте
Семейное чтение
Творческая мастерская
Работа экспертной комиссии
Поэты и писатели
Календарь событий
Литературное творчество школьников

Карта сайта

Работа экспертной комиссии

Полный список материалов

Отзыв Ольги Гарнат-Березан на творческие работы школьников 2008/2009 учебного года

Школа №332

     Описывая белку, ребята из 4 «Б» класса ГДОУ №332 отметили и её проворность, и глазки-пуговки (вариант: «глазки-бусинки»), и пушистый хвост, и любовь к орешкам, подмеченный ещё А. С. Пушкиным. Однако мне хочется отметить тех из них, кто сумел подметить в этом симпатичном зверьке нечто особенное.
     Ангелина Захарова , сравнив белку с кошкой, помогла лучше представить её размер. Ещё Ангелина сумела найти очень точное определение к образу белки - изящная. Правильно подобранные глаголы «проскакала», «запрыгнула», «пробежала», «скрылась» усиливают динамичность действия и описывают белочку как очень шустрого, подвижного зверька. А вот выражение «…как-то вдруг очутилась на столбе забора», я бы посоветовала заменить на «неожиданно появилась…», как более точно передающее внезапность действия.
     Анна Тихонова нашла оригинальную форму описания белочки. Если после тяжёлой зимовки во время первой встречи она «Маленькая, худенькая, хвост облезлый, серенький», то после сытого лета это уже величественное «красивое существо». Анна верно подметила, что если в начале лета белка пуглива, так как ещё слаба, то осенью она не просто смотрит на людей, сидя на сосне, а «взирает» на них. Это говорит о том, что белка уже уверена в своих силах.
     Екатерина Громова и Сергей Николаев проявили качества, необходимые для творческого человека - любознательность и наблюдательность. Екатерина не просто описала замечательный пушистый хвост белки, но и отметила такую деталь, как использование белкой своего хвоста в качестве руля во время прыжков, а Сергей сделал правильный вывод о том, что белочка забирается ближе к макушке дерева потому, что там больше шишек.
     Леонид Сёмочкин приводит интересное сравнение. Он проводит параллель между образом жизни человека и белки. Определение «шустрая» очень подходит к описанию зверька, также Леонид хорошо, с помощью всего 2-х фраз, раскрывает такую черту характера белки, как осторожность.
     Несколько слов о других темах, над которыми работали ребята.
     Татьяна Иванова в своей весенней зарисовке верно подметила, что праздник женщин не случайно отмечается весной. Я бы посоветовала Татьяне лучше продумать обоснование этой мысли и построить фразу так, чтобы стало понятно: весна, как и женщина, даёт новую жизнь.
     Хочу также отметить работы Мушкаровой Александры (3 «Б» класс) и Евгения Копылова (4 «Б» класс). Александра даёт зарисовку новогоднего Петербурга и при этом умело отмечает самые главные приметы убранства города, то, что создаёт приподнятое настроение, атмосферу праздника. Евгений изложил интересный сюжет для весёлого рассказа. Хочу дать ему несколько советов. Хорошо бы во вступлении более подробно рассказать об ожидании праздника, размышлениях о том, какой подарок сделать маме и обосновать принятое решение. Центральную часть также хорошо бы дополнить подробностями: как отбиралось бельё, что именно, какого цвета. Описать свои действия от сбора вещей до их загрузки в машину. Для усиления комического эффекта желательно описать свои размышления о предполагаемом результате - свою гордость, мамино удивление и радость, а затем описать ,как всё случилось на самом деле. Что произошло, когда мама извлекла бельё из машинки:

1)      каким оно стало;

2) описать реакцию мамы и свои чувства;

3) подумать ещё раз над выводом, возможно решение «никогда больше не стирать» не самое верное?

Школа № 196

     Писателя, да и просто творческого человека, отличает умение находить необычное в обычном, видеть то, что не видят другие, замечать нечто особое в том, что давно стало привычным. Из миниатюр ребят школы № 196 я узнала, что все мамы на свете красивые, добрые, заботливые, умеют вкусно готовить.
     Максим Плискин (3 «Б» класс) отметил ещё одну важную особенность своей мамы, которая выделяет её из стройной шеренги похожих мам. Его мама - мудрая женщина, которая понимает, что в наказании главное не возмездие за вину, а её осознание.
     Иван Вязников (3 «Б» класс) нашёл особые слова для описания своей мамы, так что её также можно отличить от других мам. Она и трудности с уроками помогает преодолеть, и болеет за спортивные достижения сына, и ночами сидит возле Ивана, если он вдруг заболеет.
     Анастасия Кислюк (3 «Б») пишет, что она «может доверить своё сердце» маме. Это существенный штрих к образу её мамы, так как, к сожалению, далеко не всегда существует взаимопонимание между детьми и взрослыми. Единственное, что хотелось бы посоветовать Анастасии, лучше продумать композицию сочинения - определить, какие слова относятся к мамам вообще, а какие - к её собственной маме. Свои размышления о всех мамах можно сделать вступлением, а в основной части рассказать только о своей маме.
     Ученики 1 «Г» класса сделали интересные летние зарисовки. Небольшие по размеру, они часто содержат меткие характеристики любимого всеми сезона.
     Дарья Артемьева заметила, что грибной дождь - «тёплый и нежный». Очень хорошо она написала о муравьях, назвав их «вечными тружениками». И пояснение соотношения слов «красивый» и «красный» также очень уместно в её зарисовке.
     Мария Лоскина смогла выделить отличительные особенности каждого времени года. Осень - щедрость созревания, зима - радость встречи Нового года, весна - пора расцвета, лето - весёлая пора каникул.
     Владислав Крылов сделал настоящее открытие, придя к выводу, что красоту можно найти и в простых вещах - в зелёном листе, запахе цветов и только что скошенной травы, в щедром тепле солнца. Это те особенности, благодаря которым мы и любим лето.

Школа № 530

     Почему одни книги мы читаем с интересом, а другие откладываем в сторону, пролистав несколько страниц? Дело в том, что читателя привлекают только те произведения, в которые автор вкладывает частичку своей неравнодушной души, словно искорку, которая способна разжечь огонь читательского интереса. Детские сочинения, в основе которых лежат личные впечатления читать гораздо увлекательнее, чем написанные при помощи Интернета или справочных пособий.
     Владислав Дриго (9 лет) в описании новогоднего праздника сумел передать его необычную атмосферу. Это и превращение квартиры в «сказочный дом», и вера в доброго Деда Мороза, и ночное веселье у новогодней ели.
     Денис Вершинин (3 «Б») написал настоящий сказочный рассказ. Умение фантазировать - это замечательное качество, полезное не только для писателя, но и для любого творческого человека.
     Вика Муженко (3 «Б»), рассказывая о своей встрече с белкой, сумела добавить к традиционному описанию зверька свои наблюдения. Она хорошо описала действия белки, которая закапывала орехи «очень красиво и грациозно, передвигаясь легко и свободно».
     Арина Шарагина (3 «Б») убедила меня в том, что она на Новый год получила действительно замечательный подарок. Арина так описала внешний вид медведя, что я его очень хорошо представила. Ещё Арина обладает важным качеством - умеет видеть в неживом живое, на языке литературы этот приём называется «олицетворение».
     Любовь Афанасьева (3 «Б») в своей весенней зарисовке проявила себя как наблюдательный человек. Она живописно изобразила приметы весны - резкие смены ночных и дневных температур, драку синичек, поющего скворца.
     Ярослава Павлова (3 «Б») интересно описала «тихую охоту». Она поделилась своим опытом - рассказала ,как правильно собирать грибы, чтоб можно было радоваться их находке и в последующие дни. Хотелось бы дать один совет Ярославе: учиться избегать шаблонов, избитых выражений, таких, как «прекрасное летнее утро», «величество и красота леса». А фразы «…обладает высокой ценностью как пищевой продукт» и «обогатились витаминами» больше подходят статье учебника, чем художественному произведению.
     Варя Дуданова (3 «Б») обладает хорошим воображением. Она смогла придумать целый лунный город. Если бы Варя ещё подробнее описала «необычайный транспорт» и «странных» обитателей Луны, её сочинение стало бы ещё интереснее. Хорошо Варя описала весну - от мартовских холодов и загостившихся снегопадов до апрельских изменений в природе, при этом очень удачно она использовала сравнение цветов мать-и-мачехи с новорожденным цыплёнком.

Основная школа, город Крагуевац

     Сочинения сербских детей радуют оригинальностью. Каждый из ребят рассказал свою личную, неповторимую историю о белке, очень душевную, искреннюю и трогательную. И слова для своих рассказов они тоже нашли особые, каждый свои.

     Милица Милутинович написал рассказ по всем правилам литературного творчества. Его повествование имеет чётко выраженное сюжетное основание и композиционную стройность. Милица сумел описать свои эмоции и затронуть добрые струны в душе читателя, умело используя метафоры и олицетворения. В другой своей зарисовке Милица очень точно сравнил поступь ранней весны с робкими шагами ребёнка.
     Снежана Илич описала свою версию встречи с белкой, очень лиричную и душевную. Снежана тонко почувствовала настроение белки - удивление, настороженность, а затем уверенность в добрых намерениях человеческого детёныша - и нашла слова для его описания.
     Филипп Радович в своей истории поведал о доброй традиции одной семьи, которая не на словах, а на деле проявляет заботу о наших маленьких соседях по планете. В весенней зарисовке Филипп сумел несколькими словами показать пробуждение природы ото сна, сравнив голые ветки с рогами спящего оленя и затем живой ковёр пробудившихся к жизни цветов.
     Димитрие Варячич необыкновенно трогательно описал похороны маленькой белочки. Из трагического события, которое он положил в основу рассказа, как это не может показаться странным, прорастают ростки оптимистического чувства. Поведение ребят вызывает чувство гордости не только у наставников, но и у читателей тоже. Весенняя зарисовка Димитрие продолжает тему доброго отношения к окружающему миру. Мрачное настроение, вызванное ненастным днём, меняется с появлением ласточек, вернувшихся после зимней разлуки в свой дом, на чувство радости от прихода весны.
     Милица Копровица и Мария Варячич написали очень интересные зарисовки на, казалось бы, совсем неромантичную тему «Нос». Оказывается, простой и не очень красивый нос может воспитывать, как в рассказе Милицы, а некрасивый длинный нос, как в рассказе Марии, вовсе не помеха считать человека отличным другом. Девочки смогли показать это очень убедительно.

Гимназия № 330

     В своих зарисовках ребята передали радость предновогодней суеты, ожидания праздника. Хочу отметить сочинения, в которых они не только описали то, что замечают все в новогоднем празднике - снежную красоту, подарки, зимние развлечения, но и сумели проявить фантазию, воображение.
     Элэнэ Кахидзе (8 лет, 2 «А» класс) придумал(а) необычную ёлочку - оранжевую и смог(ла) её хорошо описать. Наверное, Элэнэ очень скучает по летнему солнышку, поэтому зимнее деревце приобрело такую окраску.
     Полина Белякова (5 «А» класс) написала маленькую новогоднюю сказку, в которой рассказала о своей мечте - полетать в небе вместе со снежинками. Если бы Полина более подробно описала зимнее небо, облик девочки-снежинки, вид земли сверху, её рассказ стал бы ещё интереснее .
     Катерина Качура (4 «Б» класс) поделилась своей новогодней историей. Она не только хорошо описала свою новогоднюю ёлку, но и поведала читателям, что Дед Мороз может быть не только щедрым исполнителем желаний, но и добрым советчиком.
     Летние зарисовки ребят во многом похожи и полны предвкушений летних радостей - купание в реке(море, озере), встреча с друзьями, игры, катание на велосипеде. Обращают на себя внимание те работы, которые чем-то не похожи на остальные.
     Виктория Косяченко (2 «Б») на первый взгляд написала типичное для этой темы сочинение, однако она сумела отметить детали, которые не заметили другие ребята. Она мечтает о том, чтобы «пройтись босиком по росе», побегать «с псом Чарли за бабочками», покидать камушки - «кто дальше забросит», которые придают искренность и лиризм повествованию.
     Алексей Кравцов (2 «Б») сделал немного сумбурную летнюю зарисовку, зато его небольшой рассказ о ночном приключении изложен последовательно и с чувством юмора. Ночью все предметы кажутся иными, чем днём, и наверняка идти к реке было страшно, да и водяной - это вам не маленькая безобидная рыбка. Алексей мог бы сделать свой рассказ ещё более интересным, если бы подробнее описал ночь, чувства ребят, их ощущения. Контраст между напряжённостью ситуации и её юмористическим разрешением сделал бы рассказ ещё смешнее.
     Константин Корчагин (2 «В») также придумал смешную историю по теме «Нос». Комизм проявляется уже в контрасте между трагизмом ситуации (утрата важного органа) и бытовой незначительностью ощущений в связи с его утратой - отсутствие возможности уловить аппетитный аромат свежих пирожков.

Царскосельская гимназия искусств им.А.Ахматовой

     Работы ребят отличаются продуманностью сюжета, композиционной стройностью и умением использовать средства художественной выразительности.
     Варвара Бородкина (12 лет) интересно описала свою встречу с грибным царём, Старичком-боровичком. Она сумела с помощью слов передать не только события, описать внешний вид, но и запах гриба. Варвара очень занимательно развила тему «Нос», выбрав замечательный авторский приём - использование идиом со словом «нос».
     Мария Ржевская (7 лет) проявила наблюдательность, описывая царство белок и их соседей - птиц, насекомых. При описании белки Мария очень верно использовала сравнение жующей белки с человеком, играющим на губной гармошке. Также Мария придумала интересную новогоднюю сказку, сумела последовательно изложить события, проявила чувство юмора, описывая затруднения, которые испытали Санта Клаус и Дед Мороз, выполняя работу друг друга.
     Анастасия Некрасова (11 лет) сделала очень хороший набросок к рассказу. Почему набросок? Рассказ называется «Тоже мама», значит нужно уделить больше внимания описанию мам - человеческой и беличьей, их действиям, чувствам. Тогда рассказ приобретёт смысловую законченность. Анастасия очень хорошо описала ребёнка и бельчонка, так что поневоле между ними обнаруживается сходство. Если так же подробно рассказать о мамах, то может получиться замечательный рассказ, правда, под названием «Мамы и дети».
     Вероника Овчарова (10 лет) интересно рассказала о белом грибе. Благодаря её описанию хорошо представляешь «белый колобок» в «бархатистой шапке» и радость от встречи с ним. При описании действия важно умело подобрать глаголы, что и сделал Вероника ,описывая игру с котёнком.
     Максим Чешков (10 лет) в своих зарисовках показал себя человеком наблюдательным, умеющим подметить характерную особенность предметов и явлений. Герой его новогодней истории - слон, ледяная скульптура тропического животного, что, конечно же, довольно необычно. А в весеннем этюде Максим находит удачное сравнение для сугробов. Они напоминают ему развалившихся снеговиков, тающих «неохотно», а потому «медленно». Отметил Максим и то, что весенний ветерок несёт тепло и ароматы пробуждающейся природы.
     Анастасия Брахманова (11 лет) показала умение чувствовать настроение природы и передавать его с помощью слов. Для этого она умело использует весь арсенал изобразительных средств. В осенней зарисовке очень выразительны и образ тёплого ветерка, «терпкие ароматы» которого охлаждают « холодные струйки сентября», и образ лиственницы, переживающей скорую утрату пышного убранства, и образ рек и озёр, которые «с неохотой расстаются с весёлыми голосами ребят». Зарисовка «Капельки дождя» - это настоящий маленький рассказ, занимательный, образный и лиричный.

Copyright 2007—2017 ЗАО "Эскорт-Центр СПб"
Разработка сайта: ЗАО "Кодекс"
Сайт работает по управлением "К:Сайт"