Поиск Форум
 
О проекте
Семейное чтение
Творческая мастерская
Работа экспертной комиссии
Поэты и писатели
Календарь событий
Литературное творчество школьников

Карта сайта

Работа экспертной комиссии

Полный список материалов

Детская писательница Ольга Максимова (Гарнат-Березан) о творческих работах по заданию "Одуванчик и Филя"



     Дорогие ребята, меня очень порадовала активность, с которой вы работали над заданием «Одуванчик и Филя». Сразу видно, что вы любите домашних животных, наблюдаете за их повадками. Среди версий появления котёнка встречаются довольно банальные истории о том, как «наша кошка родила» или «у соседей родились котята», однако подавляющее большинство ребят всё-таки смогли пофантазировать и предложить своеобразные версии рассказа, такие как в работах Юлианны Филипповой, Варвары Скворцовой, Валерии Косяченко, Виктории Карасёвой и других авторов.
     Мне кажется, не все ребята внимательно читали задание. Из рассказов некоторых авторов «пропали» члены семьи Берёзкиных,  а кое-кто не заметил, что они живут в своём доме в небольшом городке Черёмуховске. В связи с этим появились фактические ошибки. Больше всего недоумения у меня вызвала история, которую поведали некоторые ребята. Они сообщили, что колбаса, выпала из окна и упала на верёвку для сушки белья. Никак не могу представить себе подобное! Даже если предположить, что Берёзкины проживают в 2-х или 3-х-этажном особняк, то кухня, где обычно хранят припасы, всё равно располагается не выше первого этажа, и даже если какой-то продукт выпадет по недосмотру из окна, он угодит прямёхонько на землю, но никак не на верёвку, которая находится гораздо выше окна. Мне гораздо больше пришлись по душе предположения, что колбасу преподнесли котику в подарок инопланетяне, что она выпала из самолёта, перевозившего продукты, что её похитила ворона, да не смогла удержать. Первые два варианта хоть и фантастичны, но вполне могли прийти в голову глупенькому котёнку, а третий очень даже реалистичен.
     Почему я так подробно останавливаюсь на этом эпизоде? Ребята, в повествовании очень важны именно детали,  и достаточно одной неверной  детали и уже всё повествование будет восприниматься читателями с недоверием. Например, кое-кто из ребят предположил, что колбаса появилась на верёвке, потому что её владельцы пытались таким образом варёную колбасу превратить в копчёную.  Это совершенно не соответствует действительности. Конечно, ваш юный возраст делает извинительным подобное заблуждение, но всё же старайтесь расширять свой кругозор, обогащая его различными знаниями. Не стесняйтесь обращаться за разъяснениями к учителям и родителям. Если все взрослые окажутся вдруг ужасно занятыми, протопчите дорожку в библиотеку: её работники с радостью предложат вам книги, которые содержат интересные сведения. И тогда мы с вами вместе посмеёмся, так как вы поймёте: если варёную колбасу надолго вывесить на солнце, её запах вскоре не соблазнит даже очень голодного котёнка.
     Некоторые ребята, выполняя задание, просто написали «ответы на вопросы».  Однако согласитесь,  читать гораздо интереснее те сочинения, которые ближе к рассказу , а не тесту . Мы уже как-то говорили, что у рассказа должна быть своя композиция - то есть вступление, центральная часть и заключительная. Конечно, научиться этому не так просто, но я уверена, что вы сможете этому со временем с этим справиться, если будете стараться.
     А теперь хотелось бы перейти непосредственно к тем из ваших работ, которые мне понравились больше всего. Прежде всего, это рассказы второклассников, которые не только решились состязаться со старшими товарищами наравне, но и прекрасно справились с задачей. Интересны по-своему хотя и не бесспорны работы Ильи Алексеева и Фёдора Иванова, но особенно понравились мне сочинения Георгия Родоная и Зубкова (жаль, имени он не сообщил). История Георгия не только реалистична, она наполнена удивительным чувством сострадания судьбе котёнка. Автор с большим чувством описал мыканья бесприютного котёнка, его переживания. Портрет котёнка очень выразителен, единственное, что я посоветовала бы Георгию это, рисуя портрет,  стараться избегать чрезмерного употребления вспомогательного глагола «быть». Например, вместо «на шейке у него был белый галстучек» можно сказать: «Шейку его украшал элегантный белый «галстучек». Рассказывая о шалостях котёнка, автор проявил наблюдательность, заметив такую деталь, как привычку некоторых домашних любимцев хвастаться своей добычей. Ещё могу посоветовать Георгию в  заключительном предложении заменить первое из двух местоимений «они» словом «друзья», тогда его рассказ будет выглядеть безукоризненно.
     Удивительную историю поведал нам автор Зубков , не сообщивший своего имени. У него получился самый настоящий интересный рассказ, к тому же отличающийся композиционной стройностью. У повествования есть начало - сообщение о том, как бабушка, дедушка и Одуванчик готовились к встрече сестричек. Очень трогательно Зубков изложил завязку действия - версию появления котёнка в доме Берёзкиных - и замечательно описал героя.  И центральная часть - рассказ о проказах  героев - также меня порадовала. И ещё хочется отметить одну отличительную особенность автора - чувство юмора. На самом деле, наши домашние любимцы такие забавные, что порой невозможно удержаться от доброй улыбки и даже смеха. Молодец!
     Не отстали от своих младших коллег и учащиеся 3-го класса.
      У Елизаветы Бекетовой своя, не похожая на другие, версия появления котёнка, однако чтобы рассказ оказался более увлекательным, можно было подробнее описать прогулку в лес. Природа, лес предоставляют огромные возможности для автора сделать описание более интересным, красочным. Не достаточно обоснованной выглядит версия появления колбасы на верёвке, но об этом я уже выше упоминала. Если Елизавета учтёт замечания и отредактирует  текст,  у неё получится интересный рассказ.
     Алексей Кравцов, выполняя первую часть задания, проявил оригинальность и сообразительность. Меня порадовала его версия появления котёнка, описание малыша. Правда, хочу посоветовать Алексею лучше обдумывать построение фраз. Что, например, автор имел в виду, сообщая, «Они назвали малыша Филиппом. Хорошее дополнение к белому псу» - малыш является хорошим дополнением, или же его имя?  Нет связи и между действиями в следующих предложениях: «Собака осторожно нюхала котёнка. И все зажили дружно и весело». Возможно, если бы Алексей употребил глагол «обнюхала» вместо «нюхала», а также сообщил о положительном результате этого действия (например, «котёнок ему пришёлся по душе»), то смысл высказывания стал бы понятнее читателю. Очень оригинальна и забавна предложенная Алексеем версия появления колбасы на верёвке во дворе Берёзкиных, только я бы посоветовала ему вместо глагола вылетели из самолёта употребить слово выпали.
  Владислав Карнаух , отлично справился с первой частью задания, проявив выдумку и изобретательность в создании истории появления котёнка в семье Берёзкиных.  Удивительно, но он даже угадал, что бабушка Берёзкина любит вязать и вы, ребята, получите этому подтверждение, когда прочитаете повесть целиком! Владислав  подробно рассказал не только о животных, но и о героях-людях, их занятиях. Это позволило лучше представить,  как развивалось действие. Замечательно описан котёнок, его проделки. Сразу видно, что Владислав любит домашних животных и хорошо знает их повадки. Хотелось бы, чтобы он так же подробно изложил и вторую часть задания. В частности, объяснил, почему Одуванчику потребовалась медицинская помощь. Конечно, догадаться можно, но всё же правильнее будет, если автор сам подробно опишет процесс добывания лакомства и возникшие при этом трудности.
     Радует оригинальностью версия  Ирины Голубевой , которую она излагает последовательно и подробно.  Наверное, у Иры есть домашний любимец, за которым она любит наблюдать. Наблюдательность, умение замечать детали, как я уже упоминала, необходимое условие литературного творчества.  Очень хорошо описан внешний вид кота и его поведение.  Ирина пишет очень эмоционально, что, безусловно, характеризует её повествование с положительной стороны. Правда, иногда это мешает автору тщательно продумывать построение фразы. Например, не совсем понятен смысл предложения «Когда девочки проходили, цветник они её там увидели».
     Хорошо справился с заданием Платон Сафонов .  Его рассказ отличается цельностью и композиционной последовательностью.  Очень убедительной и жизненной является версия появления котёнка в семье Берёзкиных. Понятна и достаточно обоснована  история с появлением колбасы на верёвке, хорошо описано поведение Одуванчика и Фили при виде её. Не совсем понятна при описании действий девочек фраза «Но когда они зашли на участок , вспомнили, что не взяли торт».  Читателям интересно, что это за участок, на который отправились дети.   Это слово имеет самые различные значения и следует объяснить, что оно означает в данном случае, а также описать событие, которое потребовало присутствия торта.
     Ребята, хочу ещё раз поблагодарить за присланные работы и пожелать дальше развивать свои творческие способности, которые у вас, бесспорно, имеются. Удачи вам!
     В качестве небольшого подарка высылаю мой собственный вариант повести «Одуванчик и Филя» и сообщаю, что вы станете его первыми читателями.
     





Copyright 2007—2017 ЗАО "Эскорт-Центр СПб"
Разработка сайта: ЗАО "Кодекс"
Сайт работает по управлением "К:Сайт"