Поиск Форум
 
О проекте
Семейное чтение
Творческая мастерская
Работа экспертной комиссии
Поэты и писатели
Календарь событий
Литературное творчество школьников

Карта сайта

Проза

Полный список материалов

Дедушкины рассказы о войне

Колесникова Настя, 2 «В» класс, гимназия № 196

           Мой прадедушка был на войне партизаном. Моей прабабушке было 9 лет. Они с мамой, моей прапрабабушкой, жили на Ржевке около лесопарка. Они вместе со многими жителями рыли противотанковые рвы в лесопарке. Их бомбили немцы. Они голодали. Их спас лес. Они заваривали сосновые ветки, ели грибы и ягоды. А из травы пекли лепешки.

 

 

Радина Алина, 2 «В» класс, гимназия № 196

        Однажды я подошла к дедушке и спросила: «Дедушка, а что такое война?». Дедушка сказал мне, что война- это голод и холод. Сам он войну не видел, но зато видела моя прабабушка. Ей было 5 лет, когда началась война. Война шла с 1941 по 1945год. Началась война в 4 часа утра! И я вдруг спросила: «Дедушка, а кто начал войну?». Он ответил: «Фашистская артиллерия». «А кто ей руководил»?- спросила я. «Руководил ей Гитлер,- ответил дедушка,- но Гитлер отравился, когда понимал, что они проигрывают». Я спросила: «Зачем он это сделал?» Дедушка сказал мне: «Он так сделал потому, чтобы его не судили за то, что он начал войну». И я сказала дедушке : «Спасибо за рассказ» и попрощалась.

Марковская Надежда, 3 «А» класс, Гимназия № 196

Дедушка и Его блокадное детство

Прадедушка Толя – мамин дедушка, бабушкин папа… Война началась, когда ему только-только стукнуло 4 года.

До войны Толя жил на Свечном  переулке, дом 4. У него был брат, младше него на год. Так и жили, в коммуналке – Толя, брат Витя, мама Мотя и папа Саша. В одной комнате.

Но мало войны – 8 сентября в Ленинграде началась блокада. События развивались очень быстро: нарастание бомбежек и отсутствие продовольствия. Зима пришла рано и была очень суровой. Эвакуировать Толю и его семью не успели, так как враг уже подошел к городу очень близко. Поэтому они остались жить в Ленинграде – мама, папа и два маленьких мальчика. Толин папа,  Александр Фёдорович, просился на фронт, но его не пустили, так как он был токарем 5го разряда и нужен был здесь, в Ленинграде. Как ему сказали, мол, здесь тоже фронт… Да, так оно и было, вспоминает сейчас мой дедушка. А в конце февраля 1942го года папа Саша умер. От голода. И бабушка Мотя осталась с двумя детьми одна…

В июне 1942 года их эвакуировали по Ладоге в Ярославль. По дороге умер Витя… Его перекормили. После полугода голодания нельзя было давать ему много еды, однако трудно в такой ситуации справиться со своими желаниями. И Толя остался с мамой один. А потом в Ярославль приехала родственница и увезла Мотю с Толей в Калининскую (ныне Тверскую) область в деревню Пролежнево. Деревню сожгли немцы, когда их погнали из Москвы, и остались там полуразрушенные дома, сараи и бани. Вот в них и жили до конца войны, пока мужчины не стали возвращаться с фронта.

Когда в Ленинграде кончилась блокада, бабушку Мотю вызвали обратно в Ленинград на завод. А Толя остался в деревне. И вернулся в Ленинград только после того, как закончил местную школу – в 1951м году. Ему было 14 лет. Но это уже совсем другая история.

Михайлова Виктория, 3 «А» класс, ГБОУ Гимназия № 196

      Мои прадедушка и прабабушка жили, когда была война. Они выжили. Я просила, чтобы они рассказали, как там было на войне. Сначала они не хотели рассказывать, но потом рассказали. Моя прабабушка Таня жила и работала в блокадном Ленинграде, а прадедушка Вася был а фронте.  Мне было очень грустно слушать эти рассказы. Мне было жалко тех кого убили и тех кто умер от голода и холода, о больше всего мне было жалко детей. Люди ходили за водой на Неву и умирали. Люди умирали дома, на улице, и даже в школе. Детей вывозили из блокадного Ленинграда. Вывозили не только детей но и больных и старых людей. Я верю, что таких страшных времён больше не будет.

Беляев  Денис, 3 «А» класс, ГБОУ Гимназия № 196

           Мой прадедушка был на войне, но я его ни разу не видел даже на фотографии. Однажды, накануне  праздника победы мой дедушка  сидел какой-то грустный, я у него спросил, о чём он грустит. Дедушка ответил, что вспомнил военные годы и своего отца. Я прежде никогда не слышал от дедушки воспоминаний  о том страшном времени  и попросил  рассказать. Долго длилась наша беседа. О войне мы кое- что слышали. Война- это страшно! А вот  ещё из беседы  я узнал, что мой прадедушка вернулся домой  с войны живой! Вот радость была! Но  вернулся с войны без ног. .Надо было учиться жить, ходить заново. Но мой прадед был сильным духом, он не только преодолел все тяготы, но и вырастил детей. Мой прадедушка ещё и трудился. Он умер в 76 лет. Вот это пример стойкости и твёрдости духа. Я всегда буду помнить, любить и гордиться моим прадедушкой!!!!

Жмылёв Владислав 3 «А» класс, гимназия 330

            Я хочу рассказать случай, который произошёл с моей прабабушкой Ольгой во время блокады Ленинграда. Её было в то время пять лет. Вместе с мамой Евдокией и младшей сестрёнкой Томой они пешком пришли в Ленинград из Красного Села и поселились  на Васильевском острове. Отца Ольги звали Степан Бобров, он был на фронте.

            Однажды, зимой, когда мама была на работе, а сестрёнка уснула, Оля оделась и вышла на улицу. Тут начался обстрел, все люди побежали в бомбоубежище. Оля тоже побежала, там её нашли дружинники и отправили в детский дом. Мама её искала, но не смогла найти.

            Уже после войны, в 1948 году Евдокия работала на фабрике. В обеденный перерыв к ней подбежали работницы и сказали, что по радио, в передаче Агнии Львовны Барто зачитали письмо её дочки. Евдокия им не поверила, но всё-таки поехала в редакцию. Там ей показали письмо дочки. Так они нашли друг друга.

 

Коломиец Мария, 3 «А» класс, гимназия 330

Блокада Ленинграда продолжалась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. В этом году исполняется 70 лет со дня полного снятия блокады.

            Блокада затронула и нашу семью. В годы войны в Ленинграде жил мой прапрадед Никитин Павел Никитич с женой Александрой Григорьевной и семья её сестры - Олимпиада Григорьевна с мужем. Дед Павел и тётя Липа работали на Обуховском заводе. На заводе выпускали и ремонтировали артиллерийские орудия. Люди работали днём и ночью. Они жили на заводе, спали на нарах в цехах. Продуктовые карточки они обменивали на пропуск в столовую, где их кормили. Рабочим выдавали по 250 граммов хлеба, служащим - по 125 граммов. Были карточки на крупу, подсолнечное масло и мясо, но количество этих продуктов было ничтожно мало. Мой прапрадед служил главным бухгалтером на заводе, тётя Липа работала машинисткой, мыла котлы от каши в столовой. Она соскребала пригоревшие остатки каши со стенок котлов и съедала их. Также известна история о том, что в начале войны ей удалось купить ящик кагора, она пила его по столовой ложке каждый день.

            Завод подвергался артобстрелам, бомбёжкам, но не прекращал работу. Моему прапрадеду и тёте Липе удалось выжить. Павел Никитич за работу в годы войны  был награждён орденом "Знак Почёта".

            Александра Григорьевна и муж тёти Липы Георгий Васильевич умерли от голода, они похоронены на кладбище"Жертв 9 января". Светлая им память!

 

Крылов Иван, 3 «А» класс, гимназия 330

В моей семье есть человек, который пережил блокаду Ленинграда. Это мой дедушка. Его зовут Крылов Валентин Александрович. Сейчас ему 74 года, а тогда он был совсем маленьким ребёнком. Он родился в 1939 году в семье рабочих. Когда началась война, его папа ушёл на фронт, а мама с двумя детьми( у моего дедушки есть родная сестра) осталась в Ленинграде.

            Несмотря на то, что дедушка был маленьким, он помнит о том, что было совершенно нечего есть. Зимой мама варила кашу из столярного клея и опилок, а летом они собирали траву и варили из неё суп. Его мама ( моя прабабушка) , её звали Крылова Алина Ивановна, не пережила ужасов войны и умерла зимой 1942 года от голода. Моего маленького дедушку и его сестру нашли на теле умершей мамы и отправили в разные детские дома. В 1943 году дедушка был эвакуирован с другими детьми из детского дома в Вологду. Там его нашёл его папа и привёз обратно в Ленинград в 1944 году после снятия блокады города, а сам вернулся на фронт. Со своей сестрой дедушка встретился только после окончания войны. Многое из его воспоминаний- это рассказы его старшей сестры Надежды Александровны, которая старше дедушки на 6 лет.

            Мой дедушка - мой самый лучший друг, я  очень его люблю. Я желаю своему дедушке здоровья и долгих лет жизни. А ещё я обещаю, что никогда не забуду историю моей семьи.

 

Просвирнин Владислав, , 3 «А» класс, гимназия 330

Когда началась Великая Отечественная война, фашисты окружили Ленинград своими войсками, и город остался без связи со всей Россией. Фашисты бомбили  город с самолётов, уничтожили продовольственные склады. Ленинград решили взять измором. Началась блокада.

             У меня много родственников родились, жили и живут в Санкт - Петербурге. Много людей погибло во время блокады от голода, холода, болезней. Их похоронили на Пискарёвском кладбище.  Там покоятся и мои погибшие родные.

            Но мои прабабушки, тоже в войну находившиеся в блокадном Ленинграде, не погибли, а встретили день освобождения любимого и родного города.  Прабабушка Ира совсем девчонкой работала в столовой телеграфа, готовила еду из доставленных по ледяной дороге Ладожского озера продуктов. .Ходила на работу во время бомбёжек, ночевала на работе, чтобы что - то приготовить для тружеников города. Прабабушка Паня работала всю блокаду на телеграфе в информационном отделе, разносила секретные телеграммы пешком по осаждённому городу. Было очень голодно, холодно и страшно, но люди трудились и помогали фронту.

            Блокадный Ленинград не только мужественно, но и бережно защищал свой город. Памятники были замаскированы, заложены мешками с песком, но всё равно очень многие оказались полуразрушенными, израненными фашистскими снарядами.  В 1943 году моя прабабушка Шура вернулась из эвакуации и поступила в художественное училище. Там   стали готовить реставраторов. Ребята разбирали завалы, освобождали музеи и памятники от мусора и лечили их. Всю свою жизнь прабабушка проработала реставратором- позолотчиком. Про неё говорили и писали в газетах, что она "золотых дел мастер". Она реставрировала Эрмитаж, Исаакиевский собор, Петропавловскую крепость, шпиль Адмиралтейства. Когда мы гуляем по городу, и я вижу сверкающие купола и шпили музеев, я горжусь тем, что это дело рук моей прабабушки. А в Павловске и Пушкине золотом, наложенным моей прабабушкой, сверкают комнаты и залы дворцов. Прабабушка  выучила своему искусству многих учеников, и они сейчас часто звонят ей, поздравляют с праздниками, не забывают о ней.

            Я горжусь своими родными, которые освобождали страну, сберегли Санкт - Петербург, восстановили его красоту и сделали его самым лучшим в мире.

 

"Воспоминания моей двоюродной прабабушки - блокадницы Зайцевой Марии Ивановны, 1919 года рождения"

            " В 1941 году мне исполнилось 22 года. Хотелось так много в жизни сделать.

            Когда по радио объявили о войне, люди как-то замерли: слушали молча, быстро собирались и уходили.

            Первая бомбёжка помнится лучше всего, потому что было страшно, как никогда после. Взрывы, рёв самолётов и темнота. Сначала спускались в подвал при каждой бомбёжке, потом перестали. Хлеба выдавали очень мало, всё время хотелось есть. Но каждое утро вставали и шли на работу.

            Когда узнали о снятии блокады, все радовались, прыгали, обнимались и плакали от счастья.

Татаренко Богдана , 2 «Б» класс, гимназия 330

Дедушкины рассказы о войне.

22 июня 1941 года в тёплый солнечный день дедушка со своей мамой возвращались с прогулки, они были на даче в Шапках, там они узнали, что началась война. Мама работала в Ленинграде, а потом рыла противотанковые рвы под Колпино. Однажды вечером приехала мама, чтобы забрать дедушку в Ленинград. Поезд на котором они ехали был обстрелян немецким самолётом. Люди начали выскакивать из вагона на насыпь. Выскочили и дедушка с мамой, они лежали у какого-то кустика, дедушка ревел, а мама ему говорила: « Не реви- лётчик услышит, застрелит».Самолёт летал очень низко и стрелял из пулемёта. Голова немецкого лётчика в шлеме и больших очках была хорошо видна и было страшно.

Когда началась война, дедушке было 4 года. Жил он с родителями в Ленинграде на Невском 132. Во время блокады дедушкина мама и бабушка продавали вещи, книги, пианино, мебель, чтобы купить хлеба. Он рассказывал, что всего один раз ходил с мамой в бомбоубежище. После этого посещения, они ни разу туда не ходили, потому что мама считала, что лучше погибнуть сразу, чем быть засыпанным и заваленным. Он видел из окна, как падали бомбы из немецких самолётов, как дрожала посуда, качался абажур. Потом стало ещё хуже, ещё голоднее и холоднее. По Невскому шли качаясь полуживые люди, везли на санках завёрнутых умерших. Хлеб давали по карточкам 125 грамм на человека. Мама ходила , спрятав карточки от грабителей в магазин, где иногда очень долго стояла в очереди.

В конце 1942 года дедушке с мамой предложили эвакуироваться из Ленинграда. На поезде доехали до станции Ладожское озеро. Когда ехали по льду Ладоги, было раннее утро. В небе прошли большое количество немецких самолётов, небо стало чёрным от их количества. Машина пришла в Жихарево. Оттуда ехали в товарных вагонах. Так дедушка с мамой и с тётей с дочкой оказались в деревне Емулка недалеко от Чебоксар. Приютила их колхозница. Мама и тётя стали работать в колхозе, им выделили участок под огород.

В июне 1944 года поехали домой в Ленинград.

 

Тесленко София, 4 «А» класс, гимназия 330 

А рыцари не перевелись.

Иногда можно услышать: «Вот настоящий рыцарь!» или «Будь рыцарем…», «Рыцари так не поступают» и прочие аналогичные фразы, которые люди бросают невзначай в повседневной жизни. А что скрывается за этим понятием и призывом «быть похожим на рыцаря»?

Современный человек воспринимает прошлое как нечто отвлечённое, почти что абстрактное. История необратимо движется в одном направлении, и то, что было в прошлом, почти неважно. События и образы былых времен представляют лишь праздный интерес, повод для гордости или материал для исследований.

Однако история состоит отнюдь не только из череды меняющих друг друга событий – в ней есть вечные единицы, которые могут лишь скрываться в настоящем, но которые не способны исчезнуть. Одно из таких понятий «рыцарь».

Рыцари – воинское сословие Средневековья, имеющее свою эпоху, социальное и политическое место в историческом контексте, свою культуру и множественные атрибуты внешности (доспехи, оружие, конь). Но все это относится к определённому периоду истории и исчезает по его завершению.

Однако, в образе рыцаря, есть то, что было до Средневековья и осталось после – его принцип, основа, суть, лишь выражавшаяся в рыцарской культуре средних веков. Именно эту сторону образа понимают под рыцарем впоследствии (хотя, возможно, уместнее было бы обозначить эту сущность как героя).

В наше время различные турниры и ролевые игры могут вернуть людям уверенность в том, что слова Достоинство и Честь еще не потеряли своего значения, а также напомнить людям о таком светлом и искреннем чувстве, как преданность. В современном мире слово «преданность» утратило свой смысл, но рыцарство может возродить это понятие, причём не только в умах взрослых, но и в головах подрастающего поколения.

 

 

Хуриев Рафаэл, 4 «А» класс, гимназия 330

Когда началась война, моей бабушке Ираиде Сергеевне было 10 лет. Её папа, мой прадедушка, Коэт Сергей Николаевич был военным офицером «Смерша». В блокадном городе организовали интернат для детей сотрудников НКВД. Воспитательницами в нём стали несколько жён сотрудников, в том числе и моя прабабушка. В скором времени был получен приказ об эвакуации интерната. Приказали вещей с собой не брать. Как рассказывала бабушка, все были уверены, что война продлится недолго и скоро все вернутся домой. Но люди ошибались, впереди были долгие годы войны.

Я помню не всё, что рассказывала бабушка. Больше всего мне запомнилось то, как эвакуированные плыли на барже по Ладоге, так как сухопутные пути были уже отрезаны. В тот рейс отправились две баржи – большая и маленькая. Бабушкина группа оказалась на маленькой барже. Так как старались вывезти как можно больше детей, было очень тесно. Когда началась бомбёжка, снаряды вражеских самолётов попали в большую баржу, и все, кто там был, погибли. Маленькая баржа чудом проскочила под падающими бомбами. Было очень страшно. Капитан, протискивающийся сквозь тесные ряды детей, услышал, как один из малышей плакал и жаловался, что ему тесно. Капитан обернулся и прикрикнул: «Тебе тесно?!» Махнул рукой за борт и сказал: «Им уже не тесно …» И все притихли. Бабушка всегда плакала, когда вспоминала это.

Оставшихся в живых воспитанников интерната эвакуировали в Ярославскую область, а потом пришлось ехать всё дальше и дальше, в Сибирь. Там они провели всю эвакуацию.

А прадедушка прослужил всю блокаду в Ленинграде. Но, как говорит моя мама, никогда ничего не рассказывал о том времени. Не любил вспоминать те суровые дни.

«Дедушкины рассказы о войне».

Томазова Вероника, 4 «А» класс, гимназия 330

Эту историю про войну мне рассказал мой дедушка Латышев Игорь Дмитриевич.

В начале лета 1941 года его отправили на отдых к бабушке в Севастополь, а 22 июня началась война.

Вернуться в Ленинград не было никакой возможности. Через некоторое время фашисты захватили Севастополь. Началась долгая оккупация. Всем было тяжело: немцы заставляли работать от зари до зари. За малейшую провинность расстреливали целыми семьями, многих увезли в Германию.

В 1944 году Красная Армия начала освобождать город. При отступлении карательные фашистские войска СС начали истреблять мирное население, и, чтобы выжить, жители города укрылись в катакомбах. Среди них был и мой дедушка Игорь, ему в ту пору было 7 лет. Гитлеровцы взорвали все входы в катакомбы, много людей погибло, оставшиеся искали выход. Вокруг темнота. Воздуха не хватало. Когда нашли разлом, он оказался очень узким, взрослый человек не мог там пролезть. В этой группе дедушка был единственным маленьким ребёнком, и он полез в эту темноту. Было очень страшно, но он лез, пока не застрял. До выхода на землю оставалось совсем немного, и дедушка стал кричать и звать на помощь. Спустя много часов его детский плач услышали проходившие мимо солдаты. Они разобрали завал и спасли всех. Каждый выживший благодарил моего дедушку за этот героический поступок.

Я очень горжусь своим дедушкой!

Крутских Глеб, 4 «А» класс, гимназия 330

Война – это горе, слёзы. Она постучала в каждый дом, принесла беду, затронула судьбы многих семей. Из каждой семьи ушли на фронт отцы и дети, мужья, бабушки и дедушки, братья и сёстры. Тысячи людей испытали ужасные мучения, но они выстояли и победили. Война в их памяти всплывает самым страшным горестным воспоминанием.

Сколько бед она приносит: многие умирают, защищая честь и достоинство своей Родины, многие становятся инвалидами на всю жизнь.

Мой прадедушка Круцких Александр Алексеевич во время войны служил в армейской разведке, так как хорошо знал немецкий язык. Он вместе с боевыми товарищами ходил в разведку. С собой брали только штыки, открывать огонь они не имели права, так как это послужило бы их обнаружением и провалом задания.

Во время одного из рейдов в тыл врага возле прадедушки разорвалась граната. Ему выбило глаз, а в госпитале из его тела доктора достали более двадцати осколков, но достать осколок из лёгкого так и не смогли. Прадедушка прожил с ним всю жизнь.

Я горжусь своим прадедушкой и буду стараться быть на него похожим.

Байковская Екатерина, 4 «А» класс, гимназия 330

Дедушкины рассказы

Когда началась Великая Отечественная война, моему дедушке Георгию Георгиевичу было девять лет. Во время войны он работал в колхозе. Летом помогал взрослым убирать сено. Дедушке давали лошадь, на ней он возил копны к стогам. Днём косили, жали, а в ночь оставались молотить. Молотили часов до двух ночи, и утром, в шесть часов, опять начинали работать. Дедушка вспоминал, как он однажды поднимал мешок с зерном, не удержался и упал. А мешок на него. И выбраться из-под него дедушка сам не мог. Вот какие были работники! Но, несмотря на это, со всей работой справлялись.

Мальчишки того времени не думали про игры и забавы. Мысль была одна - как помочь отцам и братьям победить на фронте. Дедушка вместе с товарищами каждый день помогал взрослым, не зная усталости. Тем самым приближая радостный день победы. Даже лошади падали от голода, так как всё, что выращивали на полях колхоза, отправляли на фронт. Так дедушка проработал всю войну. После войны его призвали в армию. После службы в армии он выучился на врача. До сих пор мой дедушка помогает людям, даёт им советы, лечит. Люди уважают его за честность, доброту и безотказность. В этом году дедуле исполняется 82 года. Я с большим вниманием слушаю его рассказы о войне и узнаю много интересного об истории нашей Родины. Дедушка говорит, что нужно учиться, получать образование, любить труд и людей, которые тебя окружают. И не дай бог увидеть то, что видел он в свои детские годы.

Блинова Татьяна 4 «А» класс, гимназия 330

Когда началась война, моему дедушке было пять лет, и жил он тогда в городе Ярославле. Его папу в начале войны мобилизовали и отправили на фронт. И вот что дедушка рассказал мне о том времени.

Он хорошо помнит, когда осенью 1941года немецкие самолёты начали бомбить железнодорожный мост через Волгу. Дом дедушки находился в километре от моста. Большинство домов на этой улице сгорело от бомбёжек. Дедушкин дом, к счастью, уцелел, но весь был изрешечён осколками. В саду его дедушка вырыл окоп, где они прятались от бомбёжек. Бомбили почти каждую ночь, и было очень страшно.

Около моста каждый вечер поднимались аэростаты на тросах. Возможно для защиты от самолётов. По самолётам бомбили зенитки. И, наверное, часть из них была сбита, потому что летом в Волге купаться было опасно. На дне лежало много острых металлических предметов. Бомбежки прекратились в 1942году, когда началось контрнаступление Красной Армии.

В 1942-1943годах на берегу Волги были построены бревенчатые бараки, в которые перевозили детей из блокадного Ленинграда.

Продукты люди получали по карточкам, но этого было очень мало, многие люди голодали и болели. К счастью, в саду были плодоносные деревья, а в огороде росли овощи. Это и помогло моему дедушке выжить.

Мы всегда будем помнить об этом страшном времени.

 

Рождественский Андрей,  4 б класс,  ГБОУ школа № 530 с углубленным изучением предметов естественно – математического цикла

Дети блокадного Лениграда

   Блокада Ленинграда началась 8 января 1941 года. Тогда город окружили немецкие войска. Он не давали доставить в Ленинград продовольствие, каждый день обстреливали и бомбили город. Запасов осталось совсем мало. В Ленинграде наступил голод.

   Не смотря на то, что многих детей эвакуировали, их в Ленинграде осталось много. В эти трудные дни  дети помогали взрослым и помогали практически во всем: работали на заводах, помогали разгребать завалы после бомбежек, дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и больными, воевали в партизанских отрядах, иногда устраивали концерты в госпиталях, что бы подбодрить взрослых. И их поддержка очень помогала поднять дух жителям.

Подвиги этих детей не должны быть забыты.

 

Фадеев Евгений,  4 б класс,  ГБОУ школа № 530 с углубленным изучением предметов естественно – математического цикла

Блокада Ленинграда

   Великая Отечественная Война началась 22 июня 1941 года. Длилась она почти 5 лет. Это война стала большой бедой для Ленинграда, она причинила много горя и несчастья в жизни многих людей.  Из каждой семьи уходили на фронт отцы, братья, мужья, сыновья, деды.  «Все для фронта, все для победы!» - этот лозунг стал главным с первых дней войны.

   Женщины работали в тылу, обеспечивая фронт продовольствием и одеждой, ухаживали за больными и ранеными солдатами.

   Блокада Ленинграда длилась почти 900 дней и ночей, люди были очень голодные, истощенные. Многие погибали от голода. Фашисты обстреливали Ленинград с суши, моря и воздуха. Рушились и горели дома, все замерзало, не было отопления и электричества. Люди держались, обороняли родной город как могли. В Ленинграде была дорога, которая называлась «Дорогой жизни», по которой можно было привезти продукты и оружие.

   Ленинградцы пережили холод и голод, находясь во вражеском окружении, но не отдали город врагам.

   В этой войне принимали участие и наши сверстники. Они отдавали свою жизнь за нашу Родину, за своих товарищей. Помогали женщинам на заводах, а те, кто были постарше разведчиками.

   9 мая 1945 года мы одержали победу над фашистами! Большая благодарность всем тем, кто отдал свою жизнь, за то, чтобы мы жили в мирное время! Мы не должны забывать подвиг наших прадедов!

 

Захаров Федор,  4 б класс,  ГБОУ школа № 530 с углубленным изучением предметов естественно – математического цикла 

Война

   Я знаю, что война началась в 1941 году 22 июня в 4 часа утра. Фашистская Германия вероломно напала на нашу страну.

   Когда началась война, моим бабушкам и дедушкам было от двух до шести лет, поэтому они по малости лет были лишь свидетелями событий, которые разворачивались в то время. И о войне я знаю только по их детским воспоминаниям или рассказам других старших, которые сами участвовали в войне или слышали воспоминания своих дедов о том страшном времени, которое пережила наша страна.

   В 1941 году фашисты очень близко подошли к городу Ленинграду и взяли его в кольцо.

   Единственной дорогой, которой город был связан с большой землей, была дорога по льду Ладожского озера. Ее называли «Дорога жизни», потому что по ней под обстрелом вражеских орудий, под бомбежкой между проталинами и полыньями от взрывов грузовики везли хлеб и продовольствие в осажденный город, который был в блокаде и который погибает от голода и холода.

   Я знаю о девочке Тане Савичевой, которая вела дневник смерти, смерти ее родных и близких.

   В этом дневнике семь записей и последняя о том, что у нее умерли все, осталась только она одна.

   Ее нашли едва живую, потерявшую сознание от голода и истощения. Жизнь едва трепетала в ней.

   Ее отправили на лечение. Врачи долго боролись за ее жизнь, но спасти не смогли. Она умерла.

   Танины записи вырезаны на памятнике «Цветок жизни» который установлен под Санкт – Петербургом на третьем километре блокадной «Дороги жизни».

 

Сурина Дарья,  4 б класс,  ГБОУ школа № 530 с углубленным изучением предметов естественно – математического цикла

 

Великая Отечественная война

   Жила Великая страна, занимавшая 1/6 часть земной суши. Называлась она СССР (Союз Советских Социалистических Республик).

   Началась Великая Отечественная война 22 июня 1941года. Это война Советского народа с фашистскими захватчиками продолжалась 1418 дней и ночей.

  « 22 июня, ровно в 4 часа

Киев бомбили, нам объявили,

Что началася война…»

   Вероломно, на рассвете, фашистская Германия напала на нашу страну. Наши войска несли большие человеческие и материальные потери. Началась массовая мобилизация населения призывного возраста. Позже стали организовываться добровольческие отряды.

«Все для фронта, все для победы»,- такие призывы были везде. Ленинград был в кольце блокады. Люди умирали от голода и холода. Детей по возможности вывозили на территории не занятыми фашистами. Стояли Жестокие морозы, отопление не работало, есть было нечего, но город жил! После бомбежек на крышах зданий дежурили люди и убирали фугасные снаряды, чтобы не загорелись крыши.

   Осенью 1941 года фашисты разработали операцию «Тайфун» по захвату Москвы. Фашистские танки ворвались в Орел и вышли на дорогу к Москве. В ноябре Советская Армия под командованием Жукова, ценой больших человеческих потерь отбросил фашистскую армию по всем направлениям от Москвы.

 Победа над Москвой имела большое значение. Она развеяла миф о непобедимости гитлеровской армии. Надежда фашистов на молниеносную войну провалилась.

   Успех операции под Москвой убедил командование нашей страны поднять боевой дух нашей армии и перейти к общему наступлению по всем фронтам от Ладожского озера до Крыма. Мужество и героизм советских людей сорвали гитлеровские планы.

9 мая мы празднуем «День Победы». Фашизм был остановлен. Наша страна освободила народы всех стран от фашистов.

   Миру – мир!

Даниил Сосновский, гимназия №330, 1 «б» класс

                                                Дедушкины рассказы о войне.
                   Блокадная зима. Машины военного времени не были оснащены печками. Стояли сильные морозы, водители в кабинах автомобилей замерзали насквозь. Обмороженными руками, бывало, и руль не удерживали. Пришла идея соорудить снежные домики для обогрева. Сутками топили в них маленькие печки. Они забегали в такие домики, грелись и ехали дальше. Летали фашистские самолеты над Ладогой и не замечали домиков, потому что их обкладывали со всех сторон ледяными глыбами, а печные трубы красили в белый цвет. Над Ладогой метель... Дорога крутая, пробоины от бомб и снарядов. Очень опасно управлять машиной в такую погоду, пропустишь поворот - окажешься в воде, вместе с машиной, а главное с грузом, с теми продуктами , которые так ждут голодные жители города. Около трехсот регулировщиков, каждый день дежурили на дороге, подсказывали водителям, где была подвижка льда и как им лучше проехать, чтобы не попасть в беду. Друг за друга, за родное отечество, только вместе они смогли выстоять и выжить .

Корнилов Иван, 2 «Б» класс, гимназия 330

                 Дедушкины рассказы о войне

     Моего прадедушку зовут Владимир Семёнович Волков. Он родился в 1939 в Курской области. Когда началась война, отец моего прадедушки пошёл воевать на фронт. Он воевал с фашистами. После победы над фашистами, его послали воевать на Дальний Восток. Там он закончил Вторую мировую войну.

     Во время оккупации немцами Курской области, мой прадедушка жил там вместе с мамой, дедушкой и бабушкой. Дедушка моего прадедушки был коммунистом и боролся с фашистами, помогая подпольщикам и партизанам. За это фашисты его расстреляли.

     После знаменитой Курской битвы, когда наши войска разгромили фашистов, деревню моего прадедушки освободили.

     Моему прадедушке запомнилась одна картина: весной 1944 года он идёт по полю, на котором стоят подбитые немецкие танки, а в дупле грозных орудий вьют гнёзда полевые птички.

 

Павлов Дмитрий, 2 «Б» класс, гимназия 330

                 Дедушкины рассказы о войне

      Я хочу рассказать о моём прадедушке Вячеславе.

      Когда началась война, ему было 15 лет. Деревню Корветино, в которой жил мой прадед со своими родителями, захватили фашисты. Большую часть жителей отправили в концлагерь, в том числе и родителей Вячеслава, а он смог убежать в лес.

     В лесу Вячеслав вырыл землянку, в которой ему пришлось жить больше года. Летом он собирал грибы, ягоды и пил чай из трав. По ночам Вячеслав тайком пробирался в деревню. Оставшиеся жители деревни помогали ему: они давали хлеб и картошку.

     Много людей пряталось в лесу. Было очень трудно, еды было мало, всё время нужно было быть осторожным. Так пришлось им жить, пока Советские войска не освободили деревню зимой 1944 года. Об этом рассказал мне мой дед Константин.

 

Осипова Анастасия, 2 «Б» класс, гимназия 330

    Мой дедушка ветеран. В 1941 году началась Великая Отечественная война. Она забрала жизни многих людей. Но многие выжили. Мой дедушка родился в 1926 году. Когда началась война , ему было 15 лет, он не стал ждать , когда ему исполнится 18 лет, а призвался юнгой на Северный флот. Он попал на торпедный катер, а потом, когда выучился и научился стрелять, их послали охранять Дорогу Жизни. 9 мая в День Победы ветераны встречаются на Ладожском озере, где есть музей о защитниках Дороги Жизни. Мой дедушка имеет награды.

 

Заботин Александр, 2 «Б» класс, гимназия 330

           Мой дедушка во время войны был в эвакуации с мамой, потому что был ребёнком. Мама мне рассказывала про её дедушку, это мой прадедушка. Звали его Лозинский Василь Иванович. С первых дней войны он пошёл на фронт, воевал он в артиллерийских войсках. Освобождал Венгрию, был в Австрии и дошёл до Берлина. Вернулся он в звании полковника, у него много орденов и медалей. Два ордена- «Красной звезды» и «Боевого красного знамени».Мой прадедушка был настоящим героем войны.

Copyright 2007—2024 ЗАО "Эскорт-Центр СПб"
Разработка сайта: ЗАО "Кодекс"
Сайт работает по управлением "К:Сайт"