БАНЬКА
В саду время пробило водопроводную трубу и само собой образовалось небольшое «озерко» - в общем - то самая настоящая лужа. Небольшая, всего - то в один человеческий шаг, а вода в ней постоянно держится, подпитывается искусственным родничком. По берегам травица растет - хорошо скрывает открытую воду. Да и я бы не заметил эту неурядицу в хозяйстве если бы не одно обстоятельство.
Подустал я в своих домашних хлопотах и присел отдохнуть на ступеньках бани. День жаркий. Вокруг яблони растут - хорошо тень держат. Сижу, прислонившись к бревенчатому углу, и в кроны яблонь посматриваю - яблочки взглядом выискиваю. Год для них неурожайный - каждое на счету. Вдруг наблюдаю необычную птичью суету и в толк не могу взять в чем дело. Большие синицы, поползни, мухоловки, садовые славки шныряют в кроне яблонь да все к земле льнут - такое впечатление будто бы в очередь выстраиваются. Так, словно каждая свое место знает: одна - две вниз - столько же на верх. Посмотрел повнимательней на тех, что с земли слетели, а они как под проливным дождем были, сырые «до нитки». Привстал я с крыльца, чтобы получше разглядеть, что к чему, и тут все понял - всю эту птичью мелюзгу тянула к себе открытая вода: мелко и водицы хватает, чтобы как следует искупаться - перо почистить. Донесла птичья «разведка», что появилась в саду «банька», вот и летит птичья мелочь остудиться от изматывающей жары.
Без воды трудно прожить и человеку, и дикому зверю, и птице. Все живое к воде тянется - причем в любое время года. Ясно дело, что зимой, когда снег да лед кругом , с открытой водой трудновато - так и в снегу понежиться - искупаться можно. Сколько раз замечал, как сороки в искрящийся пушистый снег ныряют и такую «трепку» своему перу задают, так барахтаются в снеговой купели, только «снежная метель» над ними вьется. «Намоются», начистятся, повыгоняют из пера назойливых паразитов и дальше в путь - дорогу по своим сорочьим делам.
А уж когда весна наступает, и появляются первые ручейки талой воды, все мы замечаем птичье «блаженство». Особенно примечательно это в городе - воробьи с голубями так и сидят в лужах талой воды. Наскучались за долгую зимушку без «баньки», вот теперь и потешаются «свежей» водицей. Понаблюдайте за птицами в такой «банный день» и увидите, какую радость доставляет им это занятие.
Во время лесных путешествий мне часто приходится находить в болотистых низинах канавки, похожие на ванны, - словно кто - то специально выкопал для себя купель да так искусно - берега ровненькие с небольшим валом, чтобы вода держалась. Это ни что иное, как кабаньи «грязелечебницы». Хорошо полежать кабанчику в такой грязевой ванне - и прохладной водицей остудишься, и грязевую ванну «примешь». Развалиться кабан в блаженной дреме в такой ванне и так может целый день скоротать до сумерек, покуда голод с места не стронет. Доводилось мне находить в одном месте сразу по несколько таких кабаньих ванн - знать, целая кабанья семья тут себя «облагораживала». Таким путем кабаны еще и от лесного назойливого гнуса спасаются.
Любят понежиться в водице и лоси, порой забираясь в водяные карьеры и речки по самый загривок. А в комариную пору этой процедуре отдают особое предпочтение - тут вода спасительница.
Даже лисицы, не особо охочие до водицы, и те не прочь искупаться в жаркий денек. Однажды, проходя берегом лесной речки, я застал рыжую плутовку за такой «банной» процедурой. Лисица, зайдя в воду, неспешно плавала в речном омутке. И плавала бы дальше, если бы не мое внезапное появление на берегу реки, которое конечно же вынудило лисицу в спешном порядке ретироваться.
Есть лесные обитатели, для которых вода, в общем - то, - не только место их «повседневного» обитания, а определенная жизненная необходимость. Это бобры, ондатры, выдры, выхухоли. Для них «банный» процесс и повседневная жизнь - понятия единые: вода родная стихия. Но и тут проведение процедур, связанных с водой, доставляет удовольствие. Однажды я долго наблюдал за бобром, как тот, выбравшись на берег, долго чистился, умело перебирая передними лапками намокшую шерсть, и вновь покружив у речного бережка, принимался за уже, казалось бы, проделанную процедуру прихорашивания.
Бывают «баньки» и песочные. Такие песочные купальни предпочитают глухари, рябчики, тетерева. Раскопают себе ямку в песке и барахтаются в ней, обсыпая себя с ног до головы песочком, выгоняя из пера паразитов. Бывает, что и задремлют за такой процедурой - приходилось не единожды поднимать на крыло таких незадачливых «банщиков». Обычно такие песочные купальни птицы устраивают где - ни будь на хорошо прогреваемой солнцем лужайке. Но опять - таки песочные ванны - песочные, а водяные другое дело, и куриные не отказываются от нее.
А из этого следует, жить в воде - это одно, а «банька» - дело другое, это особое действо. Наблюдая за лесными обитателями, осознаешь, что они понимают это не хуже нас, людей.